Jun 28, 2011 15:19
Это ее называли Кобзоном в
юбке. Это с ней, раз услышав песню в ее исполнении, группа «Битлз» немедленно
захотела записать совместный альбом. Это ее считали за честь принимать
президенты, премьер-министры и короли. Это с ней работали целых четыре
оркестра. Это ее песни «Юнеско» признали культурным наследием всего
человечества.
Это интервью с Людмилой
Георгиевной было сделано во время ее гастролей лет десять тому назад в
Екатеринбурге. Я приехал в Драмтеатр с фотографом, где она собиралась петь для
ветеранов Великой Отечественной войны. Она любила ветеранов, жалела их, и
всячески им помогала. И когда удавалось, всегда пела для них. Организаторы
концерта нам сразу сказали, что никаких интервью и фотосессии не будет. Потому что она плохо
себя чувствует после перелета из Москвы. Все журналисты сразу разъехались. Я
отпустил фотографа, и пошел в зал. Интервью с Зыкиной будет. Правда, пока не
знаю, как.
Зал полный. И ветеранов из
них не много. У многих гостей в руках цветы. Просто море цветов вокруг.
Начинается концерт. Выходит Людмила Георгиевна - зал рукоплещет. Каждую песню слушатели
встречают овациями. «Оренбургский платок», «На побывку едет», «Ямщик, не гони
лошадей», «Течет река Волга». Даже у меня мурашки по коже. После седьмой песни
Людмила Георгиевна обращается к залу: «Дорогие мои. Простите. Я немножко
устала. Позвольте, я пойду, отдохну минут двадцать. А потом буду петь столько,
сколько вы захотите. Хоть до утра». Люди встают. Ей под ноги летят букеты
цветов.
Пока Зыкина отдыхает,
выступают бравые молодцы в рубахах с расписными петухами с народными
инструментами. Иду к сцене. Охраны там нет. Как ни в чем не бывало, поднимаюсь
по ступенькам и быстро иду за кулисы. Спрашиваю у работников за сценой: Зыкина
где? Они показывают, как пройти к гримерной. Иду с видом человека, который работает
тут много-много лет. Главное, чтобы не остановили. Не останавливают. Вот дверь.
За ней - Зыкина. Нужно входить и просить об интервью. У меня
паника. Я ее реально боюсь. Ладно, будь, что будет.
Зыкина сидит в огромном, в
стиле ампир, кресле с золотом и гербами. Вопросительно поднимает на меня глаза:
Садись мальчик, - Зыкина жестом указывает на стул напротив себя. Я смотрю в ее
глаза, и мне становится не по себе. У нее вид человека, который вот-вот упадет
в обморок. Она замечает мою реакцию, и устало улыбается. Это после перелета. И
еще операция на ноге, которую сделали
всего пять дней тому назад. А ведь я уже не девочка. И снова улыбается.
Я: Людмила Георгиевна, многие
ваши песни люди любят из поколения в поколение. Как получается, что песни
становятся своими для народа?
Людмила Зыкина: Если люди
песни поют, то через какое-то время они становятся народными. И хотя у них есть
конкретные авторы, песни становятся достоянием всего народа. Такие песни, как
«Ямщик не гони лошадей», «»Оренбургский пуховый платок» и многие-многие другие
написаны композиторами, но уже давно считаются народными. Как-то на гастролях,
мне в руки попал сборник народных песен. Я его открыла, а там песни Аверкина,
Бокова, Пономаренко. Но когда я потом сказала, что какие же это народные песни,
если у них есть конкретные авторы, на меня так посмотрели….
Я: Тот же Виктор Боков как-то
сказал, что лучше спеть десять песен, да бессмертных, чем сто, которые петь не
стоит.
Людмила Зыкина: Правильно он
сказал. Мне приносили и приносят очень много песен. Вы даже не представляете,
сколько. Но не все их я пою. Если песня мне душу не греет - как же я ее буду
петь? И я их складываю на рояль. Они лежат там у меня целыми стопками. Проходит
время, я думаю, может чего-то я там не поняла, не почувствовала, и возвращаюсь
к ним снова. И если сердце снова молчит, то я эти песни убираю. Я вам так
скажу: лучше спеть, не сто, а одну. Но так, чтобы как следует!
Я: Как Вы относитесь к тому,
что современные исполнители поют ваши песни?
Людмила Зыкина: Если это
талантливо, то почему бы нет. А если бездарно, то лучше не надо. Нужно
уважительно относиться к песне. Например, мне не раз предлагали спеть «Валенки»
Нины Андреевны Руслановой. Но я всегда отказывалась. Зачем я буду их петь, если
лучше не спою? И я не пела.
Я: У каждого большого артиста
есть свой имидж. Как Вы создавали свой неповторимый образ?
Людмила Зыкина: Свой имидж я
тоже не сразу нашла. Волосы у меня длинные, густые. И я, то косы распущу, то
наверху заплету, то в пучок уложу. Но все что-то не нравилось. Что-то не так
было. Пока однажды не сделала высокую
прическу и не уложила волосы. Вроде понравилось. С тех пор так эту прическу и
ношу. Разве немножко где-то подправлю. Например, сегодня, после перелета и
гостиницы, я три раза причесывалась. Не нравится - и все. И пока не
почувствовала себя в полном порядке - сидела в гримерке.
А как человек находит свой
имидж? Я думаю, тут дело случая. Взять туже Пугачеву. То она ходила с
распущенными лохматыми волосами, то с челкой. Она все время с собой что-то
делает, что-то меняет. А я помню, какие чудные волосы у нее были. Прямо
загляденье!
Я: Откуда помните?
Людмила Зыкина: Я ее давно
знаю. Мы с Пугачевой вместе
Ипполитовское училище заканчивали. Правда, она младше меня на двадцать
лет. Но учились мы в одно время. Тогда у нее были волосы яркого, яркого
каштана. Вообще, она девка красивая, веселая. Все ее любили. В то время я уже
была известной певицей. И вот когда заходила в аудиторию, Пугачева громко
кричала: «Всем встать! Зыкина идет!». Черт, а не девка!
Я: Что бы Вы посоветовали
молодым исполнителям?
Людмила Зыкина: Все беды
наших исполнителей от того, что они порой сами не понимают, что делают. Иногда
я слушаю их произведения. Слушаю - слушаю, а запомнить не могу. Может быть,
стихи не очень хорошие, а может быть музыка
не та. А может музыка и стихи не ложатся друг к другу. А, вообще, я думаю, все талантливое имеет
право на существование.
Я: А Вам, когда тяжело, кто помогает?
Людмила Зыкина: Когда мне
тяжело, я всегда прошу помощи у Бога. Сама я недавно покрестилась, лет десять
тому назад. Когда удается, всегда хожу в храм. О помощи божьей расскажу один
случай. Однажды на гастролях в Смоленске, зашла я в один из храмов, где была
икона святой мученицы Екатерины. А мою маму тоже звали Екатерина. У меня тогда
были в жизни какие-то проблемы, что-то не получалось. И вот я стою возле иконы
и повторяю про себя: Помоги святая Екатерина, помоги! Минут двадцать молилась.
И вдруг в какой-то момент мне стало так хорошо, как будто на меня оттуда моя
мама посмотрела. Сразу стало легко на сердце, покойно.
русские песни,
наше все,
Зыкина,
Человек