Мне повезло. Мои родители стали учить меня читать задолго до школы. Книжка, по которой меня учили, называлась «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Уже после третьей страницы слова стали составляться в предложения. Предложения в картинки. Картинки в истории. И все - я попался. Потом были грузинские народные новеллы, сказки Андерсена, «Робинзон Крузо», Вальтер Скотт, Франсуа Рабле и Сервантес. Когда у меня на занятиях в клубе журналистики ребята спрашивают, что читать из Толстого или Достоевского, я говорю: все. Читайте Толстого, Достоевского, Пушкина, Тургенева, Бунина. Не хотите остаться на всю жизнь с куриными мозгами - в обязательном порядке читайте классическую литературу. Каждый день читайте. А про занятость и время рассказывайте вашим доверчивым бабушкам. Когда я учился в школе, то занимался на секции дзюдо, хоккея и футбола, делал газеты в юнкоровском кружке и брал из библиотеки по 10-15 книг зараз. И на все времени хватало.
Все нормальные люди читают. Потому-что для человека, который умеет читать - это ни с чем несравнимое удовольствие. Например, мой друг Вадим Булатов читает в среднем одну книгу в день на русском или английском. И это нормально. Другое дело, что не стоит читать все подряд. Есть книги, которые и в руки брать не стоит. Можно замараться.
Особенно это касается духовной литературы. Помню, когда я первый раз приехал в Пафнутьев Боровский монастырь и попал в настоящую книжную лавку, то первым, что купил, была огромная «История религий» в двух томах. Дорогое роскошное издание - как не купить? Прихожу в гостевую комнату, а мой сосед, один питерский писатель, говорит: Что вы делаете? Зачем вы это купили? Вы еще толком о своей вере не знаете - зачем вам знать другие? Пойдите, обменяйте на Игнатия Брянчанинова! Вот что вам нужно! Я тут же пошел, вернул «Историю» и купил полное собрание сочинений святителя Игнатия в семи томах. До сих пор благодарен этому человеку, книги которого я благополучно оставил в монастыре на подоконнике. Когда дело касается твоей жизни или смерти, к литературе стоит относиться очень внимательно и осторожно. В моем случае первыми были святитель Игнатия Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадский, авва Дорофей, Никодим Святогорец, Иоанн Лествичник, митрополит Антоний Сурожский, Паисий Святогорец. До сих пор их читаю.