Грузинская свадьба

Jul 08, 2015 20:11



Михаил и Екатерина родились в Кутаиси,  жили в Москве, познакомились в Пафнутьев-Боровском монастыре,
а повенчались в храме Покрова на Высоком.

История на День святых Петра и Февронии
ГруКак-то раз отец Иосиф спрашивает меня: У нас на Высоком будет венчаться грузинская пара. Хотите, я возьму вас с собой? Конечно, хочу! Я не большой любитель шумных праздников, но грузинскую свадьбу пропустить не могу. Чтобы ее представить, нужно взять грузинские духовные песнопения, тосты старых друзей с молодым вином нового урожая, взгляд самой красивой девушки и величественные горы, которые нельзя покорить.
Мои родители венчались в главном храме Грузии, Светицховели, где помазывали на  царство всех грузинских царей. Это было в 1972-ом, когда о религии в Советском Союзе говорили только на лекциях по научному атеизму. Несмотря на официальную коммунистическую идеологию традиции Православия в старинных грузинских семьях соблюдались всегда. Все мои дедушки, бабушки, тети и дяди, братья и сестры крещены с  раннего детства. Эта традиция идет из глубины веков. Когда маленькую Православную Грузию терзали Тамерлан и Чингисхан, мусульманские завоеватели от Мурвана Глухого до шаха Аббаса и турок, люто ненавидевшие христианскую веру, среди грузинской знати действовал кодекс, по которому первенца полагалось отдавать в Церковь, чтобы он стал священником или монахом, второго ребенка - на царскую службу. Грузинские аристократы крестили своих детей в младенческом возрасте и отдавали на воспитание до совершеннолетия в монастыри. Удивительные нравы! Эти аристократы не просто стояли на Рождественской службе в главном храме страны, украдкой поглядывая на часы и изнемогая от скуки. Это была настоящая знать, аристократия духа. В первую очередь они стремились попасть в приближенные к главному Царю, Царю Царей - Иисусу Христу. Они отдавали Ему своих детей, завещали свой род и свою жизнь. Можете представить современного героя светской хроники, мечтающего отдать своего ребенка в монастырь? И в этом между нами огромная разница. Мы только говорим, они так жили.
В Советском Союзе многие православные храмы Грузии верующие просто не позволяли властям закрывать. Девушки из хора храма Тадзари, храма святой великомученицы Варвары в Тбилиси рассказывали мне, что их храм спасли русские бабушки, которые настоятель любовно называл «Белыми платочками». Богомольные русские бабушки  носили на службу белые платки, убирались в храме, следили за порядком пуще глаза и на пушечный выстрел не подпускали к нему уполномоченных по делам религий и комсомольцев. Легче было переселить их на Северный Полюс, чем отнять храм. Ради этих самоотверженных русских бабушек настоятель, протоиерей Элгуджа Лосаберидзе, установил правило совершать службы на грузинском и русском. Если будете в Тбилиси обязательно зайдите, не пожалеете. Мои знакомые Тамара, Кетеван и Инна, поют в Тадзари уже лет пятнадцать. Знают все древние распевы и поют так, что слезы сами текут из глаз. Стоишь в храме и не знаешь, толи ты на земле, толи на Небе, среди ангелов. Они подарили мне книгу с историей Грузинской Церкви на русском, большую икону недавно прославленного святого праведного Гавриила, Христа ради юродивого, особо почитаемого в Грузии, и, конечно, банку настоящей грузинской аджики прямо с тбилисского рынка.
Родители познакомились в Екатеринбурге, тогдашнем Свердловске. По окончании школы отец приехал поступать в Юридический институт из Тбилиси, а мама из Камышлова - в Техникум связи. Отец рассказывал, что когда ее увидел, сразу влюбился и решил, что обязательно женится на ней. Отец умел расположить к себе людей. Он подошел к маме с японским диктофоном, который в Советском Союзе был большой редкостью, и с серьезным видом сказал, что пишет статью про самую красивую девушку в городе и эта девушка моя мама. Так мои родители познакомились, потом уехали в Тбилиси и повенчались. А через год родился я.
Михаил и Екатерина из Кутаиси, но в родном городе ни разу не встречались. Не встречались они и в Москве, где жили все последнее время. Они встретили друг друга, выходя из храма Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря. И повенчались в древнем храме Покрова на Высоком.
Кто-то скажет: Эка невидаль, встретились в монастыре! В наше время люди встречаются где угодно, и в ночных клубах, и даже на пляжах. Но может быть потому, что ангелы не любят современную музыку, и не смыслят в купальниках, браки, заключенные на пляжах, недолговечны.
На венчании на Высоком не было украденной невесты, зажигательного тамады и белых лимузинов. Все это осталось там, в больших городах с яркими огнями и бесконечным праздником. Здесь же была молитва, которой больше шестисот лет и Покров Пресвятой Богородицы. Гостей тоже не было, только родные: дочь Тамара и племянник Давид, отец Иосиф и я. А еще преподобный Пафнутий, который подвизался на Высоком тридцать три года, его благочестивые родители, Иоанн и Фотиния, чья усыпальница находится сразу за алтарем, и все святые Русской и Грузинской Церкви, благословляющие этот союз. И если бы меня попросили рассказать историю о настоящей любви и милости Божьей, то я рассказал бы эту.

моя новая статья на "Православие.ру"

семья, любовь, с нами Бог, современное православие

Previous post Next post
Up