Вчера зашел в магазин одной федеральной сети, и увидел там грузинское вино. Смотрю, а оно стоит. Обрадовался как ребенок. Может быть, все дело в том, что я больше полгода не заходил в винные магазины и не знаю, что там сейчас продают, а в винных отделах гипермаркетов вообще ничего не покупаю, и сейчас ничего не собирался, а просто срезал путь к колбасному отделу, но увидел бутылку настоящего грузинского «Киндзмараули» и остановился. Бутылка помахала мне с полки грузинским флагом и я улыбнулся ей в ответ. Последний раз я покупал такое вино лет …. не помню уже сколько, как давно это было! Но я помню, что это было дорогущее «Самтрестовское» из Швейцарии, которое оказалось искусственным и невкусным. Для меня, который знал вкус 12-ти летнего вина, которое делал мой грузинский дедушка Миша, пить такие глупые ничтожны подделки было оскорблением.
Вино, которое я пил у деда, было из бочек, которые хранились в земле. Оно было светло-золотистого цвета легким и кисловатым с привкусом осеннего винограда. В нем и в помине не было той тяжести и приторной сладости молдавских, крымских или азербайджанских вин. Оно было легким, как поцелуй ангела. И валило с ног также наверняка.
После нескольких глотков этого вина человек начинал улыбаться, после стакана петь и узнавать во всех людях братьев, а после двух - его теряли. В самом прямом смысле этого слова. Однажды я привез в подарок своим выросшим на «кристалловской» водке друзьям два литра этого божественного напитка, забыв предупредить о его неземных свойствах. Выпив по паре стаканов, друзья напрочь забыли обо всех земных делах, и пропали на три дня, оставив семьи, детей, жен, партнеров по бизнесу и все дела…. Они появились у меня на пороге с дикими счастливыми глазами, требуя чтобы мы немедленно полетели в Тбилиси к моему дедушке.
Кроме этого вина, дедушка Миша из Дигоми обязательно высылал дедушке Вите, который жил на Урале в Камышлове, молодое однолетнее вино, 70% чачу, и 15-ти летний коньяк в грелках, чтобы упаси Господи, не разбили. И, конечно же, настоящую бастурму, и сулугуни. Это было просто и мудро: все должно было быть готово к застолью, чтобы они сели к столу, подняли бокалы, выпили, закусили настоящей мужской едой, улыбнулись - и тысячи разделяющих их километров пропали бы, и осталась только любовь и радость, и грузинское вино на столе…
Помню настоящее «Киндзмараули» которое мы пили в Тюмени, в годы студенческой вольной юности. Это вино было в зеленых бутылках с длинным горлышком и портретом Сталина на этикетке. Это было во времена, когда господин Саакашвили еще сидел в американском университете за партой. Тогда портреты главного грузина всех времен и народов висели в любом тбилисском магазине и вообще, им украшали все, что только можно.
Вино под этой этикеткой было лучшим, что мне доводилось пробовать (кроме дедушкиного конечно). После нескольких глотков у тебя на руках набухали вены - оно было чистым и сразу же попадало в кровь без остатка. Врачи прописывали его беременным женщинам и глубоким старцам, как лекарство. Если перевернуть бутылку, на донышке плавали кусочки виноградных листьев. Ты смотрел на них и видел танцующих грациозных девушек, которые давили этот виноград своими маленькими красивыми ногами и пели красивые длинные песни.
Когда из Грузии приходили автопоезда с этим вином к нашим друзьям, мы сразу брали его ящиков десять, а чего стесняться?
Не тогда лучше подарка, чем его бутылка. Разве только бумажки с улыбкой американского президента, но это уже не подарок, а взятка.
Утомленные Мальдивами и Севильями чиновники, в кабинетах которых стоял Луи XIIIи кальвадос, потом звонили нам и просили привести ящик, а лучше два.
Еще помню, как я покупал в фирменных отделах тбилисского ликеро-водочного завода с витрин, похожих на те, в которых выставляют драгоценные ожерелья, бутылки настоящего 10-ти летнего «Тбилисо» идругие прекрасные напитки. Потом мы пили их с хозяйкой Модного Дома Ларисой Селяниной прямо на ступеньках ее модного дома, из хрустальных наперстков, разрезая сыр и лимон какими-то подаренными ей Пако Рабанном серебряными ножницами. Пили и смотрели на падающие с деревьев красные осенние листья, на прозрачный воздух и закат, на проезжающие машины и ужасно красивых в этот вечер, людей. Пили и говорили о каких-то прекрасных возвышенных и красивых предметах. Потому что когда пьешь настоящий «Тбилисо» о других предметах думать просто скучно. Хотя я ничего не понимаю в моде, а она в газетах - нам было ужасно интересно друг с другом. Она говорила: - Денис, а хотите полететь с нами, Модным Домом Ларисы Селяниной в Ханты-Мансийск, где сразу после Парижа мы будем показывать нашу новую коллекцию одежды? Хотя идея провести несколько дней в обществе манекенщиц мне нравится, я просил рассказать мне про ее друга и учителя Пако Рабанна, потому что наверняка, он интересный.
Вот Джимми Балдинини интересный. Хотя на открытии его бутика в Екатеринбурге мы с ним пили французское шампанское, от которого у меня на следующий день ужасно болела голова, и он так и не подарил девушке, которая была со мной, босоножки, он - отличный мужик. Я когда увидел, что у них с моим другом Саней одинаковые темно-синие пиджаки, и одинаковые футболки под джинсы, сразу понял, что он отличный. Помню, тогда мне ужасно хотелось спросить у него, почему мы пьем французское шампанское, а не прекрасное итальянское вино, но я понимал что дресс-код, высокая мода, и за вином пришлось бы куда-то бежать, а бежать не хотелось, поэтому мы сидели, пили шампанское, говорили об Италии и Великом Русском Искусстве, именно так с большой буквы.
Потом говорили о женских ножках, он рассказал по секрету, что у американок ужасно толстые и некрасивые ноги, и вообще, они некрасивые, а ноги японских женщин, наоборот, очень маленькие, но японки очень хотят походить на европеек, у них на этом бзик, и с этим приходится считаться. А самые красивые девушки, конечно, в России, это без дураков. Я ему безоговорочно верил, потому что с шампанским много не напридумываешь, смотрел в его карие счастливые глаза и открывал новую бутылку…
А сейчас я смотрел на бутылку грузинского вина на полке российского гипермаркета и радовался. К такому вину никакого хамона или тигровых креветок не нужно. И сыра с плесенью тоже. Это вино крестьян, воинов и царей. К нему нужен хороший кусок свинины, замаринованной с крупного помола черным перцем, репчатым луком и лавровым листом. Нужен сулугуни, соленый бочковой перец, который продается на любом рынке, базилик, кинза и петрушка, горячий лаваш и настоящий сацебели. Старые добрые друзья и хорошее место с видом на реку. Все остальное - от лукавого.