Это один из самых почитаемых русских святых, о жизни которого почти ничего не известно. На иконах его часто изображают вместе с другим нашим великим святым - святителем Николаем Мирликийским. Народ любит их за скорую помощь и заступничество от всякой беды и скорби. Для св. праведного Симеона построен один из самых больших в России (больше только храм Христа-Спасителя) Крестовоздвиженский собор. Его глубоко почитала Царская семья. Уже в начале XX века к мощам святого в Верхотурье приезжали более 600 000 человек в год.
Он много раз помогал мне в серьезных проблемах, но доехать до Верхотурья и поклониться его святым мощам я так и не удосужился. Первый раз, когда меня пригласили работать на телеканал ВГТРК «Регион-Тюмень» редактором газеты «Тюменский эфир», нужно было срочно найти жилье. А денег не было. Пошел к друзьям. Один из них, бухгалтер крупной мебельной фирмы, говорит: «Сегодня день памяти святого Симеона (дело было 25 сентября), пойди в церковь и попроси у него. Он поможет обязательно». Не буду говорить, что я тогда подумал, но идти все равно было некуда, пошел на вечернюю службу. Стою, психую. Люди вокруг молятся, радуются - у них праздник. А мне завтра нужно выпустить новую газету, а ночевать негде. Когда вышел из храма зазвонил телефон. Это тоже был друг, сотрудник одного института. «Слышал тебе нужно жилье? Записывай адрес. Это наша ведомственная гостиница. С комендантом я договорился» Я даже не удивился. В другой раз я просил у святого Симеона помощи с новой газетой (не православной, рекламной). А потом мне снова нужны были деньги. И рекламные договора от серьезных заказчиков…. Я просил и просил. А он помогал и помогал.
Историкам почти ничего не известно о причине ухода образованного молодого человека из богатой дворянской семьи в уральскую глушь. Но точно известно, что он не был маменькиным сынком и белоручкой - знал основы портняжного ремесла, пчеловодства и рыбной ловли. Считается, что в этом заслуга его дядька-воспитателя. Подобные дядьки были не редкостью во многих дворянских семьях того времени. На Урале праведник поселился в Верхотурье, возле деревни Меркушино. Жил в лесу, в избушке, ловил рыбу, собирал ягоды, грибы и травы. Ходил в деревню, выполнял любую тяжелую работу и шил одежду. Местные вспоминали, что за работой пересказывал Ветхий и Новый Завет и истории из жизни святых. Одинаково хорошо относился и к бедным, и к богатым, брал вместо денег еду. Однажды освободил из ямы-ловушки молодого медведя. Народ часто видели этого медведя возле его избушки, людей он не трогал.
Как-то раз богатый купец заказал портному нарядные шубы для себя и своей супруги. За работу хозяйка дала ему рис, изюма и полдюжины яиц. Купец протянул ему несколько серебряных монет. Тот поблагодарил, но от денег отказался. Хозяин впал в ярость и хотел бить строптивого работника. Но он убежал. Днем купец встретил его среди сельчан, повалил на землю и стал топтать сапогами. Люди хотели было заступиться. Но он сам поднялся на ноги и просил не вмешиваться. Купец вынул из кармана горсть денег и в ярости стал запихивать ему в рот. Тот выплюнул их на снег. Избиение продолжилось. Дальше историю пересказывают по-разному. Одни говорят, что спустя некоторое время по дороге из Верхотурья этого купца жестоко покалечили волки. Другие утверждали, что его ограбили разбойники. Так или иначе, но домой его привезли еле живым. Узнав об этом, праведник пришел в этот дом, долго ухаживал за больным, пока тот не поправился. Вскоре осенью1642 г, наступила кончина праведного Симеона. Предположительно, ему было около 35 лет. Его похоронили в Меркушино, недалеко от церкви во имя святого Михаила, Архистратига сил Небесных.
Прошло пятьдесят лет. В 1692 гроб праведника оказался на поверхности, так что стали видны его останки, от которых исходил чудесный аромат. Местные расценили это как признак святости покойного. Хотя никто не мог вспомнить имя праведника, все, кто просил у него помощи, ее получали. Начались многочисленные исцеления. 18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком было совершено освидетельствование мощей и опрос об исцелениях. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит. Выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, источающее благовонный запах», он отнёсся к этому весьма скептически. После этого у митрополита вдруг сильно заболел глаз и он, решив, что это кара за сомнение, сам освидетельствовал мощи. Имя святого было открыто ему во сне. 30 декабря 1694 года митрополит вновь посетил Меркушино, вторично освидетельствовал мощи, перенёс их в церковь и дал указание собрать сведения о жизни святого. 12 сентября 1704 года мощи из Меркушино были перенесены в Николаевский монастырь, в Верхотурье, где их поместили в церкви. В 1716 году церковь сгорела, но рака с мощами чудесным образом не пострадала. После восстановления храма в 1838 году её установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году переименовали во имя святого праведного Симеона Верхотурского.
Мощи святого привлекали в монастырь многочисленных паломников со всей России, число которых уже в начале XX века было более 600 000 человек в год. В 1913 году в Николаевском монастыре был построен один из самых больших в России (больше только храм Христа-Спасителя) Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек. В 1914 году для раки с мощами св. праведного Симеона императорская семья пожертвовала украшенный камнями резной серебряный оклад. Раку торжественно перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом, который продолжался 20 дней. В шествии приняли участие несколько тысяч паломников, прошедших пешком более 350 километров. В 1920 году в ходе антирелигиозной компании рака с мощами святого была опечатана. В 1929 году советские власти передали мощи святого в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Позднее их вывезли в Екатеринбург, где убрали в запасник краеведческого музея.
Русской Православной церкви мощи вернулись только в 1989 году. 25 сентября 1992 года их торжественно перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освящённый Преображенский собор. Сегодня к ним может попасть любой желающий.
Вот пример истинного подвижника Христова. Его жизнь для мира была безумием: ушел из благополучной среды, жил в бедном суровом краю среди бывших каторжан. Для всех он был образованным портняжкой-чудаком, человеком перекати-поле, а его сердце целиком принадлежало Богу. Он был настолько мал для людей, что даже имени его никто не запомнил. Только Бог знал, кем на самом был деле этот странник, и открыл нам его.
Святой праведный Симеоне Верхотурский чудотворец моли Бога о нас!