Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию. Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 - 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием).
Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Под ее руководством юная христианка навыкала исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.
Однажды, слушая Евангелие, где говорилось о распятии Христа, Нина спросила свою воспитательницу, что стало с Его хитоном? Та рассказала, что хитон, по преданию, был отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), которую называют Уделом Божией Матери. Чистосердечная девушка стала молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она сподобила ее увидеть, как Свет Христов просветит Грузию, и помогла найти хитон.
Молитвы были услышаны. Во сне Богородица явилась Нине, дала ей сплетенный из виноградной лозы крест и сказала, чтобы девушка взяла его и шла в Грузию проповедовать Евангелие. Также Пресвятая Дева обещала быть Нине Покровительницей.
Проснувшись, Нина увидела в своих руках крест, который был ей вручен во сне (сейчас он хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе). Сперва она рассказала о сне своему дяде - Иерусалимскому Патриарху и, получив его благословение, начала свой путь в Грузию. В то время ей было всего 14 лет.
По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, от чьей руки погибли ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284 - 305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.
Вскоре Нина пришла в столицу и поселилась в доме у царского садовника. Его жена никак не могла зачать, а по молитвам Нины смогла забеременеть и уверовала во Христа. От серьезной болезни Нина исцелила грузинскую царицу Нану, и та тоже стала христианской.
Царь Мирианн несмотря на исцеление жены и то, как были низвергнуты идолы, не только не уверовал во Христа, но и задумал предать Нину мученической казни. Когда он придумывал для Нины казнь, солнце померкло и место, где находился царь, погрузилось во мглу. Сам правитель Грузии ослеп. Его приближенные стали молиться идолам - но безуспешно. Тогда они вспомнили о Боге, к Которому взывала Нина, и воззвали к Нему. Мгновенно мрак рассеялся, и царь Мирианн был исцелен. Это событие совершилось 6 мая 319 года. Он принял Святое Крещение, его примеру последовали и приближенные.
Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).
Светицховели, собор в честь 12-ти святых Апостолов
С помощью византийского императора Константина (306 - 337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно утвердилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными, В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
О близкой кончине святая Нина была извещена свыше. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Поучая народ, пришедший к ней, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).
Царь, духовенство и народ хотели перенести останки Нины в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы, и тогда царь повелел на этом месте построить храм во имя родственника святой Нины - святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.
гробница святой Нины в Бодбе
Мощи святой, по ее повелению сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января (27 января по новому стилю), в день ее блаженной кончины.