По заглавной фотографии вы наверняка подумали, что этот мой материал, как и многие другие, будет посвящён автоспорту, но это не так. Сегодня я хочу вам рассказать о системе мониторинга автотранспорта и контроле расходования топлива. А причём же здесь КАМАЗ? Дело в том, что об этой системе я узнал именно от команды "КАМАЗ-мастер", и фото автомобиля-победителя ралли "Шёлковый Путь-2013" так же неспроста, именно на этих соревнованиях наша команда оборудовала все свои боевые автомобили данной системой. Я пока не буду называть имя этой системы, не подозревайте данный материал в ангажированности. Ну а наиболее пытливые товарищи смогут рассмотреть логотип этого продукта на борту КАМАЗа.
Подробности под катом.
Резервная копия в блоге
"При Дороге" Наверняка многие из вас слышали, что в транспортной отрасли существуют поистине чёрные дыры в области горючего, практически все водители сталкивались с "левыми" заправками (не АЗС, а продажа топлива "с рук", по заниженной цене), а для многих это являлось, да и сейчас является, частью заработка. Для водителя это "неплохая прибавка к пенсии" (иногда такое случается и по вине жадного хозяина), а вот для владельцев бизнеса воровство топлива так и остаётся одной из важных проблем.
Одна из главных тем моего блога грузовики, вот давайте и рассмотрим эту проблему на примере грузоперевозок.
Те, кто работал на грузовиках или сталкивался с дальнобоем, знают что такое "купить солярку в канале", это когда кто-то из твоих коллег на трассе продаёт сэкономленное (если честно - украденное) топливо, предлагая его по рации. Вся подобная "экономия" даётся тем, что в компаниях или у хозяев грузовиков не имеется чёткого инструмента по контролю топлива, существуют усреднённые показатели сколько расходует гружёный или порожний автомобиль в определённой местности и в зависимости от времени года. Вот и скапливается у водителей энное количество ДТ, которое спокойно можно продать "налево", положив деньги в карман (или отдать взяткой служивым людям). Не всегда такие "радости" сваливаются на водителя, бывает в первом же рейсе становится понятно, что грузовик "кушает" намного больше чем говорил работодатель, однако же расчёт происходит по невыгодному показателю для наёмного работника. Как правило, после первого же рейса, водитель уходит от такого нечистого на руку владельца грузовика, естественно не получив за работу ни копейки, и такое бывает.
А вообще, эти тёмные и негласные правила игры существуют с тех пор, как частный капитал пришёл в эту отрасль: хозяин не доплачивает, считая, что водитель доворует себе соляркой, а водитель ворует солярку из-за того, что хозяин не доплачивает, замкнутый круг. Сразу же оговорюсь, так происходит не во всех случаях, есть довольно "упоротые" товарищи, которые уважают подобный вид спорта.
Давайте посчитаем, сейчас в среднем по России размер суточных для водителя в рейс, в зависимости от организации, составляет 300-500 рублей, во многих конторах водитель на эти деньги должен питаться и ещё поставить машину на стоянку для ночлега. Но вот сумма одного обеда на трассе лежит в пределах 250 рублей, так ещё позавтракать и поужинать надо, зачастую на приготовление пищи в кабине не остаётся ни сил, ни времени. Цена ночёвки на стоянке составляет 150-200 рублей, а у Москвы и под 300 рэ может стоить. Вот и мудрят - выкручиваются водители, но, подчеркну это, не все.
Очень многое поменялось в этой области с развитием технического прогресса, теперь достаточно оборудовать грузовик системой спутникового слежения, с подключённым к ней датчиком расхода топлива, который отчитается перед владельцем за каждый "скушанный" двигателем литр топлива, разложив все эти показатели по различным параметрам: сколько израсходовано под нагрузкой, сколько в порожнем состоянии, где, когда и сколько было залито топлива, а в случае его слива электроника подаст оператору отслеживания тревожный сигнал.
Вернёмся к началу материала, у вас может возникнуть вопрос - так что же, на спортивных КАМАЗах воруют солярку? Нет, "КАМАЗ-мастер" использует точность показаний топливных датчиков, очень важно знать расход топлива и остаток хода в реальном времени. В 2005 году команда лишилась призового места из-за того, что на одном из этапов экипажу Чагина просто не хватило топлива, автомобиль встал за 60 км до финиша. Перед этапом был произведён расчёт запаса топлива, но организаторы изменили маршрут, часть его прошла по вязким пескам и расход топлива увеличился. Вот после этого случая и встал острый вопрос контроля за расходом топлива.
Так же команда использует систему спутникового слежения за автомобилями во время их испытаний на полигоне или на тренировках на открытой местности.
Команда перепробовала много различных систем и датчиков, камазовские специалисты остановил свой выбор на продукте, предложенном компанией Omnicom.
Сначала оборудование испытали в 2012 году на одном из автомобилей, на ралли "Шёлковый Путь-2013" системой были установлены уже на всех грузовиках, не подвели они команду и на Дакаре. Для "КАМАЗ-мастер" были разработаны специальные терминалы, показывающие штурману расход топлива, его остаток и запас хода.
Теперь давайте рассмотрим как же работает эта система.
В топливный бак устанавливается датчик, он имеет такую конструкцию (обрезается в размер), что может монтироваться в любую ёмкость с горючим, высотою от 10 см до 6 м. Сам датчик полностью герметичен, а некоторые его модели оборудованы системами защиты от взрыва, исключающие малейшее искрение, подобными оборудуются топливозаправщики.
Датчик подсоединяется к основному блоку системы, он в свою очередь монтируется в кабине.
По CAN-шине система получает все необходимые данные, с помощью GPS/ГЛОНАСС приёмника определяет местоположение автомобиля и передаёт всё это по GSM сетям. В случае если машина заехала в местность без сотовой связи, то система в себе накапливает пакет данных и передаст его как только окажется в зоне действия сетей GSM, либо эту информацию можно будет скачать когда машина прибудет на базу. Для стационарной техники (например дизель-генератор) система может передавать информацию по Wi-Fi - каналу. Например, на удалённой буровой монтируется спутниковое оборудование для интернета, а вот уже все Омникомы, что трудятся на площадке, скидывают на него информацию по "вай-ваю".
Для того чтобы познакомится с системой воочию и побеседовать с непосредственными пользователями, я отправился в гости к транспортной компании "СервоСервис", это предприятие имеет в своём парке 49 автопоездов с тягачами MAN (эти автопоезда на фото выше) и занимается перевозкой опасных грузов по Европе, России и странам СНГ.
Всё о системе слежения мне рассказал главный механик ТК "СервоСервис" Василий Щеглов.
Раньше компания уже работала с разными системами слежения, но все они не устроили заказчика: одна система давала некорректные данные по расходу топлива, другая могла показать только средний расход ДТ, не разделяя его на движение под нагрузкой либо "порожняком", некоторые системы слабо справлялись с определением местоположения автомобиля.
Полтора года назад компания поставила на пробу на несколько своих автомобилей систему Omnicomm. Уже в первых рейсах система зарекомендовала себя с хорошей стороны, показание расхода были корректные, отслеживались все системы грузовика, местоположение определялось довольно точно. Система позволяет вести учёт работы разных водителей на одном и том же автомобиле. Компания приняла решение в кратчайшие сроки дооснастить все свои оставшиеся автомобили системой Omnicomm. По желанию заказчика, в установленные системы внедрена тревожная кнопка, в опасных ситуациях, нажав её, водитель подаёт оператору сигнал тревоги. А вообще, систему можно дооборудовать очень большим количеством функций, вплоть до он-лайн камер, фотокамер, делающих в определённые моменты снимки, и микрофонов, но всё это удорожает её использование, ведь информация передаётся по сотовой сети.
Вот так вот выглядит на мониторе пройденный грузовиком маршрут, на нём есть отметки о заправках и остановках. Кстати, благодаря облачному сервису Omnicomm, владелец транспорта или операторы могут вести он-лайн наблюдение за парком компании с любого устройства с доступом к интернету, хоть с планшета или телефона.
Датчик контроля топлива реагирует на слив топлива, в этот момент он подаёт оператору сигнал, но бывают такие моменты, когда автомобиль, например, резко тормозит или идёт в гору, топливо перемещается по баку и создаётся эффект его слива. В таком случае оператор может посмотреть в он-лайн режиме где едет автомобиль, по какому рельефу, становится понятно, что слива не происходит.
По внутрекорпоративным подсчётам вся система окупила себя уже за первый месяц работы! И сейчас экономия по сравнению с показателями "досистемной" работы достигает 30%, это ведь совсем немаленькие деньги. Например, рейс в Германию стал дешевле на 20 тысяч рублей.
Кстати, система позволяет контролировать не только собственный парк автомобилей, но и ещё даёт возможность отслеживать недобросовестные АЗС, на которых недоливают топливо. Прямо в режиме реального времени мне показали заправку грузовика на 400 литров, но в бак попало лишь 396. В компании уже сложился целый чёрный список подобных заправок.
Вот эта неприметная "шишечка" позади горловины бака и есть верхняя часть датчика. Для установки системы на автомобиль достаточно одного дня.
В процессе общения, PR-менеджер компании Omnicomm Дмитрий Озман и представитель компании "Стройбизнессервис", дилера по установке данных систем, Сергей Швыряев рассказали мне очень много интересных случаев, связанных с работой системы. Раньше я считал, что основное воровство топлива происходит на автотранспорте, но оно ни в какое сравнение не идёт с хищениями горючего в строительном сегменте, на всех этих кранах, грейдерах, бульдозерах уходят "налево" тонны солярки, в некоторых компаниях процент экономии после установки системы контроля доходит аж до 60%. Конкретный случай - на одном объекте бульдозер работал в три смены, за месяц на него списывалось 5 тонн солярки, после установки системы Omnicomm датчик показал расход "всего" 3,5 тонны в месяц. И ведь помимо слива топлива, строительной технике приписываются неотработанные, лишние мотор-часы, а по достижению их определённого количества компании приходится проводить дорогостоящее техническое обслуживание, которое по сути не нужно, ведь на самом деле техника столько не наработала.
Область применения этой системы просто поражает, там где есть топливо - она может быть использована. Сейчас железнодорожники всё больше и больше оборудуют данной системой свои тепловозы, а в Болгарии Omnicomm установили на самолёт МиГ-29.
И вот ещё чем меня поразила и приятно удивила система Omnicomm - это полностью отечественная разработка, изобрёл её Паньков Борис Валерьевич, он же и является руководителем одноимённой компании. Производится система в России и большинство её компонентов отечественного производства. А вот продаётся Omnicomm уже в более чем ста странах мира.
Гарантия на Omnicomm пожизненная, да-да, ПОЖИЗНЕННАЯ!!!
Начал я этот материал командой "КАМАЗ-мастер", ей же и закончу, посмотрите видеоролик о сотрудничестве КМ и компании Omnicomm, в нём очень хорошо показана работа системы.
Click to view