А вообще я хотел написать пост совсем про другое. Про слово "самолёт".
Вчера прошла серия заметок, что, мол, термин "самолёт" был впервые употреблён в печати в статье "Воздухоплавание" в газете "Голос" №266 от 09.10.1863 г (ст. стиля), т.е. 21 октября нового стиля. Автор статьи
Аркадий Васильевич Эвальд, известный энтузиаст воздухоплавания и авиации конца XIX в.
Это не совсем так. Термин принадлежит не Эвальду. Во-первых, для обозначения летательных аппаратов легче воздуха термины с корнем "лёт" использовал впервые военный инженер Третеский (Третесский) Иустин Иванович (1821-1895) ещё в 1849 г. Третеский использовал названия "паролёт", "газолёт", "воздухолёт". Несмотря на увлечение вещами весьма на то время неортодоксальными и вызывающими насмешки большинства, Третеский дослужился до генерал-лейтенанта.
Термин же "самолёт" впервые применил светлейший князь Евгений Александрович цу Зайн-Витгенштейн (Сайн-Витгенштейн) (1825-1886). Он обозначал аэростат с крыльями (микст по позднейшей терминологии). Проект был разработан в 1855-1857 гг. Аэростат вытянутой формы и весьма приличных размеров по проекту поднимался на некоторую высоту вертикально, затем планировал при помощи крыльев, затем процесс повторялся. Отсюда и приставка "само-". Проекты Витгенштейна рассматривались Морским ведомством, которое даже выделило ему на опыты 450 руб. В печати слово "самолёт" как термин для обозначения летательного аппарата впервые появилось в №8 "Морского сборника" за 1857 г (стр. 108) в статье каперанга Соковнина, тоже большого поборника воздухоплавания и будущего вице-адмирала. Соковнин по долгу службы рассматривал проект Витгенштейна, скрывавшегося за псевдонимом "К.В.".
Князь этот был тогда молодым человеком, подвизавшимся на дипломатической службе, а по сути прожигавшим жизнь. Он входил в круг знакомых Ф. Листа и Р. Вагнера (даже вылепил любительский бюст последнего), как дипломат дослужился до высокого звания "коллежский асессор", зато потом был шталмейстером Высочайшего Двора. Короче, аристократ, которому особо нечего делать. Ни фига не Можайский, не Соковнин, не Кузьминский...
Эвальд тоже был знакомым Витгенштейна и термин "самолёт" заимствовал у него. Если прочитать статью Эвальда не отрывками, а полностью, то совершенно очевидно, что "господин В." из этой статьи это Витгенштейн. В своём предложении 1863 г. Эвальд заменил витгенштейновский аэростат на подъёмный винт, приводимый в действие мускульной силой. Остальная идея та же самая, что и у Витгенштейна.
Интересующиеся могут ознакомиться с номером газеты "Голос"
тут.
__________________
Руки прочь от коммунизма в России!