На прошлой неделе по следам взрыва в Домодедове в сообществе появились
два текста по "исламскому вопросу" за авторством двух уважаемых членов КС. Дискуссия важная, но если с первым текстом можно (и, наверное, нужно) во многом согласиться (особенно, если воспринимать его вместе с комментариями), то выводы и предложения второго, скорее, удручают. Я хотел бы высказать некоторые свои соображения по этому поводу.
Предложения эти не только бесполезны, но и вредны. Мы это всё уже проходили. Что-то не помню, чтобы чеченские кампании снижали уровень террора в России. Скорее, наоборот. Сравнение с США и Израилем некорректно не только потому что их от очагов "их" терроризма отделяют государственные границы, но и потому что военные операции у них никогда не были единственным способом борьбы. Основные успехи на этом фронте достигнуты за счёт налаживания системы контроля и агентурной работы "у себя". Да и вообще, было бы странно, если бы провальные в военном отношении операции вдруг эффективно избавили мир от террористов. Военное вмешательство в Афганистане и Палестине призвано решать проблему террора в долгосрочной перспективе, но это-то у них, как раз, и не получается. Краткосрочные успехи достигнуты за счёт других мер, а долгосрочная угроза всё равно остаётся.
Предположение же, что миграцию жителей Кавказа в Москву можно остановить, отказавшись строить мечети и перекрывать Проспект Мира, вовсе смешно. Ну, вот сейчас мечети не строят, и что? Меньше от этого кавказцев в Москве стало? Меньше терактов? Или, может быть, из мусульманских регионов в Москву едут меньше, чем из христианских? Так себе и представляю, как этакий абстрактный кавказец-мусульманин обдумывает переезд в Москву:
Поеду в Москву, обоснуюсь, буду деньги зарабатывать, близких родственников к себе перевезу. А если кто из дальних захочет теракт устроить или просто зачем-то в Москву приехать, так для него всегда двери моего московского дома будут открыты. Но нет! Как же я не подумал? В Москве же всего три мечети! Нет, придётся оставаться.
Или там, например, обсуждение плана теракта. Скажем, старший сын взрывчатку достанет, средний -- с милицией договорится, дочь-молодая вдова -- с поясом шахида поедет, младший сын -- базирование в Москве обеспечит... И тут встаёт младший сын и говорит:
Не поеду, батюшка. В Москве же Проспект Мира на Курбан-байрам не перекрывают, туда нельзя ехать!
Глупость, правда?
Напротив, именно отказываясь строить мечети в Москве, мы толкаем людей в лапы маргинальных течений, для которых любой теракт -- джихад. Им и мечеть-то никакая не нужна, чтобы это объяснить, отсутствие мечетей в этом смысле гораздо полезнее. Миграция с Северного Кавказа в Москву, равно как и из других регионов, вызвана объективными причинами, а не наличием в Москве трёх мечетей. И надо, чтобы приезжающие были нашими союзниками, а не врагами. Иначе... "Это хуже, чем преступление. Это ошибка".
Альтернатива есть. Прежде всего, всеобщая миграция в Москву -- это, действительно, неправильно. Опять же, это относится не только к Кавказу, но и ко всей стране. И здесь гораздо более полезны будут уже озвученные идеи "Демвыбора" о борьбе с коррупцией, о реформе МВД, в области экономической политики. Будет нормальная жизнь в стране, включая Северный Кавказ, -- не будет однонаправленной миграции (вообще миграция будет, конечно, и надеюсь, в ещё больших масштабах, но только целью её будет не один город).
Но есть те, кто уже живёт в Москве. Про них часто говорят, что они не хотят жить по принятым у нас правилам. Простите, а вы пытались что-то конструктивное с этим сделать? Приведу пример из жизни. Одна знакомая преподаватель вела занятия в группе с несколькими кавказскими студентами, такие группы обычно считаются очень сложными. Однако, когда она установила единые для всех правила и стала жёстко следить за их соблюдением всеми студентами, не давая поблажек ни кавказцам, ни русским, сами же кавказцы стали горой за неё стоять во всех спорах. Конечно, не факт, что этот "бытовой" пример сработает на уровне страны, но всё-таки мне кажется, что ключ к решению проблем лежит в этом направлении. Нежелание кавказцев соблюдать законы и обычаи центральной России -- от общей атмосферы беззакония в стране.
А мечети строить, всё-таки, надо. Это когда их три на всю Москву, это создаёт проблемы и для мусульман, и для остальных, и для диалога между ними. А когда мечетей достаточно для того количества мусульман, которое уже по факту есть, они никому не мешают. Я вот вырос в доме, в трёхстах метрах от которого в девяностые годы построили мечеть, а примерно на том же расстоянии в другую сторону -- церковь. И ничего. Честное слово, церковь мешала жить сильнее:-). Если тут вообще можно употреблять такие громкие слова, как "мешать жить". Так, мелкие неудобства:-).
И в заключение на всякий случай отмечу, что это всё про борьбу не с террором, а с его социальной базой. Борьба с социальной базой террора сама по себе может вызвать всплеск террора, ибо есть много тех, кто заинтересован в нынешнем положении вещей. Но это относится к любым изменениям. Об этом просто не надо забывать.