А расскажу-ка я вам, друзья мои, какие у меня возникают ассоциации и какие приходят воспоминания, когда я слышу в новостях названия городов восточной Украины.
Донецк - город добрых ментов
Первый раз я попал в Донецк в декабре 1989 года. В Таганроге (Россия, 40 км до украинской границы), где я тогда учился в институте, в магазинах было шаром покати, а в Донецке в магазинах продавалась даже вареная колбаса. Вот народ и ездил туда затариваться продуктами.
Второй раз я очутился в Донецке летом 1991 года. Мы с другом на летних каникулах организовали такой бизнес - покупали водку по дешевке в южных регионах, везли ее в Москву и продавали как оптом, так и в розницу. В одну из ходок занесло нас в Донецк. Купили мы 130 бутылок водки (причем оптом вышло дороже), приехали на тачке на ж/д вокзал, с трудом взяли билеты на московский поезд (СВ, других не было), сунулись со своими баулами к вагону. Тут-то нас и поджидал мент в гражданке. Проверил сумки и говорит: «А знаете ли вы, что по постановлению номер такой-то вывоз продуктов питания из Украины запрещен?» Мы с дружком включили дурака - мол что-то слышали, но мы бедные студенты, жрать нечего, решили чуть подзаработать на каникулах и т.п. И мент нас отпустил, просто так, ничего себе не потребовал. Просто сказал, что если увидит нас здесь еще раз, то всё отберет. Такие вот были добрые менты в Донецке, а вы их ругаете. Следующую ходку пришлось делать в город Краматорск.
Краматорск. Сон под хэви-метал.
В Краматорске у меня жил кореш Андрюша, с которым я учился на одном факультете два года, и год мы жили вместе в одной квартире. Так вот у Андрюши этого как-то был этап в учебе, когда у него были проблемы с успеваемостью. Ему пришлось на год взять академ.отпуск и пойти работать грузчиком в магазин. Однако место в институтской общаге за ним почему-то оставалось. Приходил он ночью, сильно уставший после 12-часовой смены и ложился спать, а сосед его частенько собирал у себя веселую студенческую компанию. Врубали они хэви-метал на полную, жрали водку, развлекались часов до трех-четырех ночи, а Андрюше хоть бы что - он спал и даже похрапывал. Не видел бы сам, не поверил.
И так получилось, что этот кореш познакомил меня с моей будущей женой. Она жила тогда с двумя соседками-подружками в женской общаге пед.института. Одна из подружек, Лена, была из Снежного (ударение на первое о), под которым был сбит малазийский Боинг.
Снежное. О пользе девственности.
Общага эта была проходным двором. Местная шпана чувствовала себя там абсолютно безнаказанно. Могли прийти ночью, выбить дверь в комнату и начать приставать к девчонкам. Обращения в ментовку были, но менты закрывали на всё глаза. Они с местным быдлом были свояками, кумовьями и соседями по району. Так вот, однажды поздно вечером эта Лена из Снежного пошла на кухню (там было две кухни на этаж), а по дороге ее перехватила местная шпана. Затащили ее в сушилку и по-джентельменски предложили отдаться добровольно. Она в слезы, и ничего ей на ум другого не пришло, как сказать, что она еще девочка и что у нее из-за этого будут большие проблемы в возможной будущей семейной жизни. Как не странно, но этот довод подействовал. Предводитель быдла пальцем удостоверился в правдивости Лениных слов, над нею еще немного морально поиздевались и отпустили.
Когда я стал в ту общагу захаживать в гости, то у меня сначала волосы дыбом вставали от тамошних порядков. Признаюсь, я был одним из инициаторов различных петиций, заяв, звонков разным людям и в разные инстанции, чтобы положить этому конец. Года через два такой беспредел прекратился.
Из Донецкой области отправимся в Луганскую.
Красный Луч. Все под Богом ходим.
Учился со мной на факультете, на курс младше, красавец-парень. Представляете, пединститут, где 90 процентов - девушки, и высокий, симпатичный, неглупый, хорошо сложенный молодой человек послеармейского возраста. В его отношения с многочисленными подружками я не особо вникал, но так получилось, что на летней практике в пионерлагере я был свидетелем его бурного романа с одной из наших красавиц. В том числе был свидетелем окончания этого романа со слезами красавицы и жесткими, даже циничными словами прощания нашего плейбоя. Через несколько месяцев он женился на девушке из города Красный Луч, и рассказал мне, что папа у нее начальник какого-то тамошнего предприятия, и что он на свадьбу подарил молодоженам «Волгу». На этой «Волге» парень примерно через год после свадьбы попал в аварию. Результат - перелом позвоночника и полный паралич с потерей речи. Где-то лет через пять после этого моя жена приезжала в Таганрог и заходила к ним в гости. Он всё ещё был живой, лежал прикованный к постели, никакой надежды на улучшение. Жена его держалась, ухаживала за ним сама, но была сильно морально истощена.
Упаси меня Бог морализаторствовать. Просто этот случай по понятным причинам остался в моей памяти.
Ну и чтобы не заканчивать на печальных нотах, расскажу вам об успехе.
Границы как причина богатства
Вот кому-кому, а тамошним пограничникам и таможенникам, что по одну сторону, что по другую, это война точно не нужна.
Одному моему другу надоело учиться в вузе. Да и дело понятное: какая учеба, когда открываются такие перспективы! Тогда эти таможни только поставили, и были они источником неожиданного и быстрого богатства для многих людей. Друг мой сначала перевелся на заочное отделение в Пятигорский инъяз, а потом, найдя там связи, просто купил себе диплом. С этим дипломом устроился на таможню под Таганрогом. Предположу, что сейчас достаток таможенных коррупционеров не особо выделяется на фоне других гос.чиновников, но тогда в Таганроге трехэтажный особняк с фонтаном как результат двух лет «работы» меня действительно поразил.
Желаю всем здоровья, достатка и, главное, мира!