Сегодня будет большой пост с разбором интересной темы. Пост очень длинный и самое интересное внизу.
В предыдущем посте была разбивка рождаемости в Казахстане по этносам и регионам, разница достигала 2-3 раз.
Самая высокая рождаемость была у этносов ЦА, а самая низкая у славян и корейцев.
Невооруженным взглядом видно, что между казахами разных регионов значительная разница в рождаемости. Разница между казахами Мангыстау и СКО более двух раз.
Если казахи юго-запада обладают ультра высокой рождаемостью 4,3-5,1 детей на женщину, то казахи севера всего 2,4-3.
Теперь нужно найти ответ почему такая разница в уровне рождаемости одного этноса, у которого даже нету диалектических различии, несмотря на огромную территорию.
1. Первый вариант был, что дело в урбанизации, но сильных различии в урбанизации южных и северных казахов нету, а западные казахи и вообще имеют фактическую урбанизацию 70-80%. К примеру в СКО, где урбанизация казахов 40%, но скр всего 2,45, а в Актюбинской, где урбанизация 80% скр 3,97, причем две трети городского населения живут в областном центре. Тоже самое самое в Мангыстауской, формально сельских пунктов много, но по факту это 50-100 тысячные села похожие на города, где мало кто занят с/х, соответственно большая чать населения региона городские жители, но при этом всё равно скр очень высокий 4,0 - 5,6 детей на женщину как в Сомали или Нигере, хотя область явна хорошо развита.
2. В экономическом и финансовым плане разницы так же нету, северо-восток не сильно богаче юга, но значительно беднее запада.
Очевидно, что ответ надо искать там же, где ответ почему вообще в Казахстане и у казахов высокая рождаемость.
На сегодня страны с рождаемостью около 3,5 и выше(смотрим 1 колонку ниже) это отстающие в развитии страны Африки, либо такой же отстающий Афганистан.
Страны близкие к Казахстану по уровню развития, дохода, социально-экономического уровня, развития общества, прав и свобод женщин обладают рождаемость 1,2-1,7 детей на женщину, однако скр казахов 3,5-3,9 (2,45-5,07) детей на женщину, очевидно такое не соответствие имеет какую-то другую причину, лежащую в культурно-исторической плоскости.
Сильнее любят детей? Рожают ради страны и нации ? Выше статус многодетных в обществе ? Активная помощь родственников ? Возможно, но без специальных исследовании подтвердить или опровергнуть это пока не возможно, а даже те многочисленные исследования которые уже вышли не дают конкретного ответа.
Но все же попробую внести хотя бы какую нибудь ясность, но окончательного ответа я пока не нашел.
Сегодня в Казахстане существуют условные 4 культурные группы.
1. преимущественно казахоязычные казахи.
2. преимущественно русскоязычные казахи.
3. русские и другие европейцы.
4. малые мусульманские этнические группы на юге страны.
1-2. Стоит отметить, что четкой границы между двумя группами казахов не существует , 97-98% казахов хорошо владеет казахским, но важнее на каком языке они в основном разговаривают за пределами дома и видят мир.
На сегодня 60% казахов казахоязычные, остальные 37-40% преимущественно русскоязычны, доля шала-казахов(русифицированных казахов, в основном среди поколения 50+ живших в городах в советскую эпоху) 2-3%.
3. Русские и другие славянские этносы представляют единую культурную общность.
4. Мусульманские народы юга страны это десятки разных этносов, живущих смежно с казахоязычными казахами юга, в большинстве по мимо родного языка говорят на казахском, много взаимных браков. За исключением дунган хорошо интегрированы в казахское общество и сейчас находятся на ранней стадии ассимиляции в группу казахоязычных казахов. Половина узбеков, к примеру, даже несмотря сохранение этно-анклавов уже перешла на казахский язык как основной как и 45% уйгур, в целом процесс ассимиляции особенно сильно идёт среди групп молодежи этих этносов.
А теперь самое интересное - какова рождаемость всех этих групп.
1. Скр казахоязычных и русскоязычных значительно отличается.
2. Рождаемость русскоязычных казахов близка к среднему уровню по Казахстану 3 ребенка на женщину.
За последние 20 лет русскоязычные казахи вырвались из среднеевропейского уровня рождаемости 1,7 детей на женщину до 3,1 что теперь на равне с такими странами как Конго и Зимбабве.
2. Казахоязычные казахи в начале века обладали рождаемостью 2,56 детей на женщину и в отличии от русскоязычных казахов были выше воспроизводства.
Уже тогда они были значительно фертильнее остальных групп в Казахстане, но все равно ниже по рождаемости, чем остальной мир в среднем.
Однако на сегодня скр казахоязычных достиг 4,51 это уровень 7-го места в мире, если брать сравнение со странами, выше только 6 африканских стран(смотрим выше таблицу скр по странам).
У русских скр в 2 раза ниже, чем у русскоязычных казахов и в 3 раза чем у казахоязычных казахов.
Но почему языковые предпочтения, так сильно влияют на рождаемость?
Если предположить, что у каждой языковой группы своя информационная и культурная среда, сформироваными нормами о бездетности, малодетности и многодетности, то это может дать некое обьяснение.
Что бы это проверить нужно привлечь социологию с разбивкой казахов по языкам.
1. Попробуем посмотреть разбивку по традиционости и религиозности.
Первый вопрос это знание родословной.
Родословная один из главных культурных столпов в традиционном обществе.
К тому же влияющий на выбор брачного партнёра.
Полное знание родословной подразумевает знание имен своих предков минимум с 7 колена, а желательно до основателя рода который обычно находится за 20 коленом.
Судя по данным разницы между полами не наблюдается, в тоже время сельские более хорошо осведомлены в этом вопросе, что вполне ожидаемо.
А вот разница между 2 языковыми группами более четкая.
2. Вопрос об участии в жизни своей религиозной общины показывает огромную разницу между двумя группами казахов.
Если более половины казахоязычных участвует в жизни своей религиозной общины, то среди русскоязычных казахов менее пятой части.
Сельско-городская выборка показывает, что степень участия в религиозной жизни выше у городских жителей и чуть выше у женщин.
Регулярное посещение мечети так же выше среди городских, у казахоязычных в два раза выше, чем у русскоязычных.
Соблюдение поста так же более распространено у казахоязычных - почти 4 раза чаще, чем у русскоязычных казахов.
Теперь самое интересное последние 3 вопроса выявляют не просто соблюдающих, а именно практикующих религиозных.
Совершение ежедневного 5-кратного намаза в современных условиях занятости, временных издержек очень проблематично, поэтому этот показатель скорее характеризует группу практикующих сильно религиозных готовых жертвовать социально-материальной стороной жизни в пользу жизни по религиозным канонам.
Среди казахоязычных таковых больше, но разница уже не такая большая.
Ношение религиозной одежды в казахском обществе характерно для закрытых религиозных общин.
Носящие религиозную одежду часто подвергаются стигматизации со стороны даже не светских групп, а традиционалистов видящие с их стороны угрозу национальным ценностям.
Среди казахоязычных опять же их больше, но разница с русскоязычными уже не так велика.
В городах доля одевающихся по строим религиозным канонам, так же значительно выше.
Теперь рассмотрим еще одно исследование
Сразу видно сильное отличие в репродуктивных установках у русскоязычных и казахоязычных казахов, у казахоязычных доминируют иррациональный и религиозный подход к числу детей в семье.
В тоже время у русскоязычных казахов более разнообразное распределение и доминирование материальных факторов.
Данные о релиознозности схожы с предыдущем исследованием.
Уровень использования контрацепции в целом по Казахстану высок, благодаря различным государственным и международным программам. Однако различия между двумя группами казахов очень сильны.
У русскоязычных казахов уровень использования высок, а у казахоязычных низкий.
Разница между городом и селом не значительна.
Взгляды на гендерные роли в Казахстане у основной массы современные.
При этом 22% казахоязычных сторонники патриархальных отношении.
У русскоязычных казахов 12%.
Еще 2,5% сторонники матриархата)
В целом уровень патриархальности в семейных отношениях в отличии от других стран с высокой рождаемостью, в Казахстане очень низкий.
Вывод:
Различия в ценностных установках казахоязычных и русскоязычных казахов определила и разницу в репродуктивных установках и поведении, дающая по итогу разный уровень рождаемости (3,1 и 4,5).
Еще один вопрос это культурно-образовательный уровень и место на рынке труда двух групп казахов.
Данные показывают ситуацию с текущим уровнем образования.
1. У казахов половина имеет высшее образование, у русских в основном средне специальное, техническое и школьное (целый клубок причин этого явления можно рассмотреть отдельно, в текущей статье мы рассматриваем только как это влияет на рождаемость).
2. Наблюдается разница между двумя языковыми группами казахов по уровню образования.
У русскоязычных казахов более половины имеют высшее образование, так же более низкая доля имеющих средне специальное и техническое образование по сравнению с казахоязычными казахами и русскими.
У казахоязычных меньшая доля населения с низким уровнем образования - 9 классам, но при этом и более низкая доля населения с высшим образованием по сравнению с русскоязычными казахи, хотя более высокая, чем у русских.
Теперь самое главное, а как это отражается на демографии ?
Чем выше уровень или ступень полученного образования, тем больше времени женщина тратит на получение этого образования, соответственно дальше сдвигается возраст рождения детей, что в свою очередь снижает число детей которых успеет родить женщина.
1. Более высокая доля женщин с высшим образованием у казахов хорошо объясняет почему у них более высокий возраст рождения как первого ребёнка, так и всех детей по сравнению с русскими.
2. Русскоязычные казахи имея более высокую долю населения с высшим образованием по сравнению с казахоязычными казахами и русскими ожидаемо имеют самую старую рождаемость в Казахстане и по итогу более низкое число рожденных детей по сравнению с казахоязычными казахами, но всё равно в 2 раза более высокую, чем у русских.
По косвенным данным к 2024 году средний возраст рождения первых детей у русскоязычных казахов уже близок 28 годам.
В тоже время у казахоязычных казахов и русских относительно низкий возраст рождения 1 детей. - 24-25 лет.
Группа казахоязычных казахов и русские имеют более схожий уровень образования, лишь с небольшой разницей, у казахоязычных казахов чуть выше доля с высшим и более низкая доля женщин с 9 классами.
В целом очень схожая группа, ожидаемо часто занимают схожие позиции на рынке труда, уровень жизни и являются конкурентами, в тоже же время русскоязычные казахи за счёт более высокой доли населения с высшим концентрируются в других сферах с более высоким уровнем оплаты труда.
Вывод:
Разница в рождаемости между казахами и русскими обусловлена разными культурными и соответственно репродуктивными установками на рождаемость.
Разница в рождаемости русскоязычных и казахоязычных казахов обусловлена более высоким среднем возрастом рождения детей у русскоязычных казахов. Из-за позднего начала рождения детей, число рожденных сокращается, соответственно русскоязычные казахи по итогу, чаще имеют среднедетные семьи - 2-3-4 ребенка в отличии от казахоязычных, где широко встречаются 4-5-6-7 детные семьи.
При этом, во многом схожих в социальном положении казахоязычных казахов и русских разница в рождаемости 3 раза( 4,5 и 1,5), причиной которой может быть лишь огромное различие в культурных установках на рождаемость и детей в целом.
Заключение статьи
В статьи были выявлены основные группы населения с отличающиеся рождаемостью.
Разные группы часто имеют свои культурные, идеологические нормы.
Исторически эти группы окончательно сложились в 50-60 годы прошлого века, когда этносостав Казахстана был очень пестрым, после голода 1933 и массового притока европейского населения в 50-е годы 20 века, доля казахов в Казахстане сократилась до 28-30%, а в некоторых регионах даже до 19%. В условиях абсолютного доминирования русского языка в Казахстане, основная масса казахов перешла на русский как основной, переняв и многие культурные нормы, что привело резкому обвалу рождаемости казахов.
Если еще в 50-е годы скр казахов составлял 7-8 детей на женщину, то к 1991 году он упал до чуть более 3. То есть всего за 35 лет скр упал 2.5 раза или на 60%, это крайне высокие темпы падения рождаемости. Темпы снижения сравнимы с историческими рекордсменами - в Южной Корее за те же 30 лет скр упал на 70% или в России сталинской эпохи, когда скр опять же за 30 лет упал на 55-60%.
В целом к 1989 году основная масса или 76% населения Казахстана была представлена европейскими этносами и русскоязычными казахами.
До 1991 года ассимиляция казахоязычных в группу русскоязычных казахов сдерживало рост и даже сокращало долю казахоязычных, однако с распадом СССР, русификация в Казахстане сильно ослабла и в результате высокой разницы в рождаемости и "культурной реконкисты" со стороны казахоязычных их доля резко выросла за счёт ассимиляции русскоязычных и частично народов юга страны.
Доля казахоязычных выросла с 17% до 52% за одно поколение, возможно это одно из самых резких случаев замещения в новейшей истории.
Еще интереснее это выглядит в абсолютных числах.
Если в целом население Казахстана за 34 года выросло на 21% или в среднем на 0,3% в год, а численность русскоязычных казахов стагнировала из-за ассимиляции в казахоязычных, то казахоязычные казахи росли в среднем на 8% в год и за 34 года более чем утроились.
8% в год это гигантские темпы роста которые стали достижимы не только за счёт очень высокой рождаемостью, но и ассимиляции.
Для понимания темпы роста харедим составляют 4%, амишей 3%, население Нигера растет на 3,6% в год.
При расмотрение общей картины видно, что в Казахстане растет в основном одна группа и она же поглащает все остальные.
Процессы движутся по направлению в конвертацию и замещение русскоязычных казахов казахоязычными, ассимиляцию народов юга, так же в казахоязычных, а так же в оток и депопуляцию европейского населения.
В итоге Казахстан движется полному доминированию группы казахоязычных казахов.
Соответственно этот фактор необходимо учитовать когда делается анализ происходящего в демографии и социально-политических процессах в стране.
Так же в этот фактор постепенно влияет на эволюцию взглядов на полические процессы.
Очевидно, что Казахстан, где русскоязычных было 80% был в культурном и политическом плане ореинтирован на Россию, но что будет представлять собой Казахстан, где 80% населения будут казахоязычные с собствеными культурными и политическими представления вопрос интересный.