Любопытно сравнить структуру забот предпринимателя из российской глубинки и из американской. По данным опроса малых предпринимателей из 12 городков штата Миссури, проведенного Университетом Миссури, для американцев наиболее важны соблюдение местной властью правил игры, сочувственное отношение соседей (которые являются основными клиентами), развитость деловой инфраструктуры и доступность «быстрого» интернета. Уровень поддержки властей, приближенность к крупным рынкам, доступность финансовых ресурсов на бизнес-климат практически не влияют.
Конечно, им там легко, у них исторически малый бизнес - опора экономики. Поэтому население относится хорошо, дешевые кредиты не проблема, а коррупция воспринимается как преступление. Другая картина в Китае: по данным сравнительного исследования ЦЭФИР, Всемирного банка и Калифорнийского университета, 82% китайских предпринимателей считают, что местные органы власти поддерживают их. В России только 49% предпринимателей считают так же. Предприниматели в Китае чувствуют себя более защищенными в области прав собственности и больше доверяют судам (80% против 62%). То есть и в патерналистски устроенной экономике можно успешно развивать малый бизнес. Российские власти, очевидно, хотели бы идти по этому пути [предначертанном ещё Примусом -- вот он Дэн Сяо Пин сегодня]. Впрочем, задачу развития малого бизнеса они ставят регулярно начиная с середины 1980-х гг.
Вся статейка