13 сентября 1930 года совершил первый свободный полёт геликоптер ЦАГИ 1-ЭА, разработанный Алексеем Михайловичем Черёмухиным и его сотрудниками в Секторе опытных конструкций (СОК) ЦАГИ.
Пилотирование всех 39 полётов осуществлял сам конструктор.
В нашей истории не раз бывало так, что оригинальные разработки отечественных ученых и инженеров не получали завершения, потому что их перспективность не подтверждалась интересом к новинкам за рубежом. Так случилось и с вертолетами. Военные в 1930-е годы не поддержали их строительство в ЦАГИ. За рубежом в это время разгорелся бум вокруг автожиров, и наши конструкторы на какое-то время увлеклись ими. ⠀
Тем временем, первый в России геликоптер - прародитель современного вертолета, появился именно у нас. А душой его строительства был Алексей Михайлович Черемухин. ⠀
Он родился в 1895 году в семье педагогов. С началом Первой Мировой войны, Алексей оставил учебу в политехническом институте и отправился вольноопределяющимся в авиационный отряд действующей армии. ⠀ Глубокое знание летного дела пригодилось Алексею Михайловичу в ЦАГИ, где он работал с самого образования института. Так, понимая все риски натурных испытаний геликоптера ЦАГИ- 1-ЭА, Черемухин, автор основных проектных решений данного летательного аппарата, прежде чем поднять машину в небо предпринял стендовые испытания элементов вертолета, в частности, испытания его «на привязи». Такой подход впоследствии стал нормой в авиации. ⠀
Работы ЦАГИ долгое время были засекречены, поэтому о рекордном полете Черемухина на вертолете 1-ЭА известно до обидного мало. Сам конструктор позже писал, что мог подняться на нем значительно выше 605 метров (при тогдашнем мировом рекорде высоты полета 18 метров!). ⠀
Талантливейший конструктор-универсал, Алексей Михайлович занимался проектированием как летательных аппаратов, так и экспериментальных установок ЦАГИ. Без его непосредственного участия не обошлось создание ни одной трубы ЦАГИ - от первой Т-I - Т-II до скоростной Т-106. Он был идеологом создания прочностных лабораторий, в частности, гидробассейна для исследования проблем усталости конструкции и оказал значительное влияние на решение наиболее важных конструкторско-технологических вопросов, проблем летных испытаний и доводки опытной техники. ⠀