Как Чаплыгин запретил продувку петуха

Aug 09, 2023 10:12


Говорят, в 20-е годы XX века в московских стенах института хотели продуть чучело петуха. Сергей Алексеевич Чаплыгин, тогдашний руководитель ЦАГИ, продувку запретил, аргументировав это так: «Петух не летает». ⠀ ⠀

Сегодня представляем топ-5 «нелетающих» продувок ЦАГИ. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀





Башня «Федерация» - одна из главных высоток среди архитектурного комплекса Москва-Сити, ставшего неотъемлемой частью городского ландшафта. С 2005 года, когда в Москве были введены новые правила проектирования многофункциональных высотных зданий, все архитектурно-строительные сооружения, имеющие высоту свыше 75 метров, были исследованы в ЦАГИ.  Изучалось и взаимное влияние высоток, плотная группа которых создает свой «климат». Так, внутри делового центра любого из мегаполисов, где небоскребы стоят близко друг от друга, всегда ветренее, чем на прилегающей местности. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀



Центральный монумент Победы на Поклонной горе предстал не только художественным, но и научно-техническим шедевром. Его высота - 141,8 метров. Именно столько, 1 418 дней и ночей, длились бои. После изучения характеристик ветрового нагружения и устойчивости монумента в московском комплексе ЦАГИ оказалось, что 25-тонная фигура богини победы Ники на стометровой отметке обелиска усиливает колебания конструкции в воздушном потоке. В результате на участке стелы от отметки 100 м до 140 м в гранях «Штыка» предусмотрели вертикальные щели для аэродинамического подавления колебаний, а внутрь установили маятниковые гасители. ⠀



Целый ряд водных средств - от парусных яхт до тяжелых крейсеров...

Минуточку, в ЦАГИ есть Гидроканал, продувать их зачем? Прежде всего, для исследования течений воздуха над поверхностью воды вокруг объекта. Это необходимо, например, для расчета параметров посадки летательных аппаратов корабельного базирования на палубу авианосца. Но не только.  Однажды в Т-101 продули парусную яхту, закрепив ее на раме над экраном, имитирующим водную поверхность, на весах в открытой рабочей части трубы. С соблюдением всех мер безопасности занял свои места экипаж, управляющий парусами. Эксперимент помог «проверить алгеброй гармонию», обоснованно выбрав оптимальное положение парусов - грот и кливер.

Успешно прошла испытания в ЦАГИ и высотная палатка Первой российской гималайской экспедиции. Задачей наших учёных было определение разрушающей нагрузки конструкции.

Одной из самых экзотических продувок института стал эксперимент с человеком-«змеем». Испытатель-каскадёр был закреплён за сопло аэродинамической трубы Т-104 тросом и плавно взмывал по мере набора скорости, заняв позицию в районе оси сопла. Целью эксперимента была съёмка парения, а заказчиком - Лига каскадёров.

О каких ещё необычных экспериментах ЦАГИ вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях, только не забывайте, что институт - режимное предприятие :)

Испытано в ЦАГИ, Аэродинамические трубы, ЦАГИ

Previous post Next post
Up