А сегодня, уважаемые телезрители, мы поговорим с вами о переманивании кадров в естественной среде обитания.
Вообще, тема спорная и жутко субъективная. Такие лучше не затрагивать - неминуемо начнется срач, и, дай Бог, без перехода на личности и ситуации. Но вокруг за последнее время произошло слишком много случаев в тему, и руки прямо чешутся пографоманствовать.
Народ, я искренне считаю, что термин "переманивание" - это, скорее, продукт человеческой обидчивости, нежели существующая проблема.
Предыстория
Началось все, наверное, с моего общения с компанией Heroku. Они себе искали пару лет назад человека на место Infrastructure Engineer (кстати, сейчас
снова ищут - hint для тех, кто знает эрланг и мечтает понавыехать; очень интересные ребята, люто рекомендую). Я им написал больше из интереса, в целях оценки своего уровня. Но все как-то неплохо наладилось: после первого собеседование пошло второе, после второго - третье, и так далее.
А в середине этого процесса я, неожиданно для себя самого, был принят в Mochi. И, пока тянулась переписка с Heroku, растянувшаяся, кажется, месяца на три, если не больше, успел уже поработать и освоиться. И понять, что мне тут нравится. Задачи пока новые и интересные, люди очень клевые, зарплата более чем устраивает - короче, вообще не видел причин уходить куда-либо. Но общение с ребятами из Heroku не забросил. Наверное, просто хотелось посмотреть, подойду ли я им, действительно ли моего уровня хватит.
И вот, третье собеседование с Heroku пройдено, ребята, вроде, довольны. Мне приходит предложение - съездить на недельку в Сан-Франциско и поработать у них в офисе. Будет возможность посмотреть на Долину, на компанию, на людей, а они, в свою очередь, присмотрятся ко мне. До сих пор помню тот восторг. Меня, быдлоинженера, без особого опыта, CS-образования и нормальной базы, позвали в Силиконовую Долину! Это, конечно, не джоб оффер, но уже очень круто!
И у меня встает вопрос: что сказать Бобу, и говорить ли вообще? Я раньше-то про Heroku и не говорил ничего, был уверен, что отфутболят на очередном собеседовании. А тут скажу, что, мол, я еще в одну контору собрался, да еще с потенциальным предложением H1B уже (Mochi меня в начале совместной работы сразу предупредили: визу сделать пока что не сможем). Можно, конечно, просто съездить в Штаты, посмотреть на Heroku и уехать, но это выглядело у меня в голове как-то некрасиво. Да и в офис Mochi было бы как-то глупо не заглянуть. В довершение всего, я не был на все сто процентов уверен, что отвергну предложение, если оно поступит, но мне почему-то хотелось остаться в Mochi на тот момент.
После долгих размышлений, я собрался с духом и просто выложил Бобу все как есть. Что мне нравится в Mochi, что я сейчас не хочу оттуда уходить, но, в то же время, мне интересно оценить свой собственный уровень, да и просто скататься нахаляву в Сан-Франциско было бы недурно. При этом, я не могу с полной уверенностью сказать, что не захочу в Heroku, поработав там - я их еще не знаю. Понимаю, что ситуация выглядит неловкой, где-то даже неприятной, но я хочу быть максимально честным со своим работодателем.
Вообще, что он мог бы сказать? "Нет, я запрещаю тебе ехать в Штаты"? Или "You are so fired, unfaithful bastard!"? Ну, в худшем случае, поругался бы, что за его спиной собеседовался с кем-то там (ну не знал я тогда, что Боб не умеет ругать своих сотрудников). Поэтому, вообще говоря, его реакция меня не шокировала. Он просто спросил, есть ли что-то, что мне не нравится в Mochi, и что был бы рад улучшить мои условия работы там. И что, тем не менее, если я все же решу уйти в Heroku, то будет только рад за меня, потому что это тоже отличная компания, и если мне там будет приятнее работать, то в этом нет ничего предосудительного.
В итоге, я поработал недельку в Heroku, но у меня внутри что-то не легло к ним. Может, дело было в языковой акклиматизации. Может, коллега по отделу показался маленько социопатичным. Может, испугали планы роста компании (у меня неизлечимая фобия: боюсь контор больше 100 человек, число это, впрочем, постепенно уменьшается). В общем, я уходил с четким осознанием того, что остаюсь в Mochi. Сходил с Бобом и ребятами на Erlang Factory, поработал несколько дней в Mochi-офисе - и улетел обратно в Россию, довольный. А через неделю или около того, пришел ответ от Heroku: просим прощения, но мы решили, что Вы все же не подходите. Четкого ответа на вопрос "почему?" я не получил - по словам Адама, это было "overall impression". Из конкретики - их смутило, что я, вместо задавания вопросов по теме рвался сразу делать прототип (второй hint для тех, кто знает эрланг и мечтает понавыехать). Было маленько обидно, конечно, но зато я увидел, над чем можно поработать.
Вся эта история не совсем подходит по теме, но именно она возникает у меня в голове каждый раз, когда заходит речь о переманивании сотрудников. История, как неловкая и даже малость неприятная ситуация, связанная с одним сотрудником и двумя компаниями, вдруг стала простой и естественной.
И в какой-то момент понял, почему так вышло. Я честно и откровенно признался начальству в своих планах, а оно адекватно это восприняло. Все дали друг другу понять, что желают друг другу исключительно бабла бобра добра, уважают друг друга и стараются поступать соответствующе.
Попробуем в этом свете рассмотреть процесс переманивания сотрудника.
Айквитус вульгарис
Самое главное, что здесь необходимо помнить - никто не заставляет сотрудника уходить из компании; он уходит сам, это его выбор. Никто не уводит женщину у мужчины - она уходит сама. Никто не крадет преданность - это вы ее теряете.
Многие ли начальники задумываются о том, насколько хорошо работается их подчиненным, до того, как те собираются увольняться? Часто люди уходят даже после того, как им предложат на старой работе условия лучше, чем на новой. Даже если верят, что данные обещания сбудутся. Если вы не можете ответить, почему - подумайте о более спокойной и простой работе.
Кстати, похоже, самая частая реакция начальства на попытку уволиться - это "давай, мы тебе поднимем зарплату?" Я не недооцениваю силу денег, просто многим нужны еще и другие вещи. Народ, не начинайте сразу с денег, просто спросите человека, что ему не нравится здесь. Может, ему противна половина коллектива, и всем только спокойнее будет, если он уйдет в ту команду, где ему будет спокойнее. А может, он понял, что устал от своих задач и хочет попробовать что-то новое, и его можно перебросить на другой проект? Короче - не надо сразу пытаться забросать проблему деньгами. Людей действительно нередко побуждают уйти именно деньги, но в этой попытке - неуважение, нежелание проявить участие к интересам сотрудника.
Такая практика даже породила отдельный подвид работников. Они приходят с утра с видом пионера, спасшего вчера мир от разрушения, и говорят: знаете, чуваки, меня пригласили в Гугл, и я ухожу от вас. Начальство по привычке предлагает повышение, сотрудник "думает" пару дней для порядка, а потом забирает заявление. Кстати, разумеется, в Гугл обычно их никто не зовет.
Айквитус компликейтус
Бывает, конечно, и несколько сложнее. Например, компания переживает тяжелые времена. Бесконечные авралы, куча рутины, заканчиваются деньги, все бюджеты урезаны, люди злятся. И тут одному из сотрудников предлагают тихое, спокойное место, с вдвое большей зарплатой, интересными задачами - ну как тут не польститься? И да, многие не выдержат и уйдут. Что с этим делать?
Во-первых, поговорить. Понять, что для сотрудника значит эта компания. Что значит та. Что значит работа вообще. Возможно, дело вовсе не в тяжелых условиях работы, а просто человек окончательно понял, что занимается не своим делом или не с теми людьми. Плюс, очень часто у человека есть конкретные мысли, что улучшило бы его условия работы. А вдруг вы сможете помочь, даже в текущем сложном положении?
Во-вторых, предложить какие-то выходы. Может, просто отправить человека на неделю в отпуск, не беря с него никаких обязательств. Отдохнет, подумает, взвесит. Вернется - решит, как поступить. Да, это риск, но оправданный. Бесплатный бонус - уважение человека, к которому отнеслись с пониманием и поддержкой. Может, если у него с деньгами проблемы, то поднапрячься и помочь. Кредит взять, какие-то расходы урезать. Акций ему подбросить, в конце концов, если ничего другого нет. Наконец, может, просто подбодрить его, поддержать морально, дать понять, что скоро весь этот ад закончится, и все свободно вздохнут, включая его. Вы удивитесь, для открытия второго дыхания часто нужно не так уж и много.
Во-третьих, подумать. Если человек не выдержал нагрузок, не справился с навалившимися на всех проблемами - может, это и к лучшему, если он уйдет? Не в ключе "слабаки мне в компании не нужны", а просто действительно не все могут и хотят работать в тяжелых условиях. Если вы его сейчас удержите - может статься, что через полгода он сорвется или сломается и все-таки уйдет, только уход этот будет, скорее всего, уже менее приятным для всех. Тут речь уже не о теряемых человеко-часах - это, без обид, бомба с часовым механизмом, которая может еще больший ущерб принести. Дав человеку уйти, вы эту бомбу не выкинете - вы ее именно обезвредите, и все останутся в выигрыше.
В целом - никаких отличий от обычного случая ухода сотрудника. Просто телодвижений, вероятно, потребуется больше.
В роли HR'а
Или, допустим, я ушел в другую компанию и через полгода зову туда же своего (уже бывшего) коллегу. Давайте отбросим вариант "я просто хочу нагадить своему предыдущему работодателю и к чертям разбить весь коллектив". Даже если компания - настоящий гадючник, цель нормального человека не в том, чтобы сделать их нeсчастными, а в том, чтобы сделать счастливым бывшего коллегу. О'кей, а что если все наоборот: с компанией расстались в отличных отношениях, и я их всех до сих пор люблю? Что ж, жаль, что ребята потеряют человека из коллектива, но это нормальный чувак, он аккуратно свернет и передаст свои текущие дела, постарается найти себе достойную замену, и наверняка будет готов первое время помогать, если будут какие-то вопросы к нему. Моя цель здесь - сделать хорошо своему товарищу.
Да, компания потерпит определенный ущерб. Но люди приходят и уходят, и это всегда стресс для компании, это всегда вызывает проблемы. Когда увольняют человека, то говорят - "это просто бизнес", так и его собственный уход - не предательство, если он не ушел к конкурентам, прихватив с собой весь код (от этого, по-моему, уже 99% компаний застраховало себя условиями в контракте). Это обычный рынок; иногда компании невыгодно держать сотрудника, иногда сотруднику - быть в компании. Бывает очень обидно, но, если над этим работать - можно начать даже к некрасивым ситуациям относиться нормально и без эмоций.
И нет здесь никакой "корпоративной этики". Я не ханчу почти никого из своих друзей не потому, что "не хочу скомпрометировать свою бывшую компанию", а потому, что почти все они уже имеют хорошую работу. Есть те, кому бывает непросто, но я знаю, что они и их команды справятся с этими сложностями - поэтому и им не предлагаю. Я пишу сам только тем людям, про которых знаю, что им реально плохо. Но таких, к слову, единицы. Иногда люди сами пишут, им я тоже стараюсь помочь.
И, повторюсь в очередной раз: я никого не увожу. Я предлагаю человеку выбор. Остальное - дело его и обеих компаний.
Когда-нибудь, собирая уже свою команду, я буду писать не тем, кому плохо, а тем немногим, с кем хотел бы работать вместе над общим проектом. Кто-то согласится, кто-то откажется, но случай будет ровно тот же самый - уйдут только те, кто сам захочет уйти.
Тем, кто уходит
Работа в компании - это тоже отношения. И там полезно сообщать о своих проблемах. Если вы почему-то не говорили об этих проблемах раньше - сделайте это сейчас, честно и открыто. Адекватное начальство либо поможет их решить, либо разведет руками и отпустит с миром.
И постарайтесь уйти нормально. Без шума и ругани, без грязи. Спокойно и ответственно передав кому-то свои дела, даже если расстаетесь не очень дружелюбно. И дело тут не в плюсе в карму или пользе нормальных отношений даже с плохими людьми - это поможет вам оставаться хорошим человеком. Которого будет труднее отпустить, и от которого будет труднее уйти.