«Испания должна быть единой и неделимой» топотит ногой мистер Трамп.
«Крым же ушел! Мы тоже добьемся своего!» - отвечают ему каталонцы.
Приближается 1 октября - день, когда испанское государство может лишиться одного из своих самых влиятельных регионов - Каталонии. Своей независимости эта провинция добивается уже довольно давно - если вспомнить историю, первый раз из цепких коготков испанского престола ей удалось вырваться в 1640 году.
Правда, свобода тогда оказалась кратковременной - лакомый кусочек немедленно захапало французское королевство. Как ни странно, без особых возражений со стороны самих каталонцев, поэтому когда испанские историки говорят, что стремление этого народа к независимости выражается простым принципом “ под кем угодно, только не под испанцами” - им можно верить.
Впрочем, через 12 лет испанская власть вернулась, и с тех пор вот уже на протяжении многих веков каталонцы пытаются показать ей большую фигу (простите за грубое выражение, но увы - это единственное, чем можно охарактеризовать отношения провинции с центром)
Генерал Франко, отличающийся тяжелым нравом и бывший, прямо сказать, диктатором, таких выкрутасов не понимал. У него вообще все было просто - есть испанцы, а об остальных не слышал.
Поэтому свой путь к “индепенденсу” Каталония вновь начала только после его смерти. Зато как начала!
В 1978 году в Испании приняли новую, демократическую Конституцию и на ее основе регион вновь обрел статус автономии. Каталонский язык при этом стал вторым официальным и «единственным историческим языком территории». Кроме того, Каталония получила статус «исторически сложившейся нации», присуждаемый в Испании регионам, обладающим «коллективной, языковой и культурной идентификацией, отличной от других».
В 2006 году Каталония сумела повысить автономный статус до нового уровня, превратившись в область, имеющую самые широкие финансовые полномочия в стране.
А теперь вот - хочет полностью на свободу.
Испанское правительство утверждает, что каталонцам и так отвалили до фига и больше, так что никакого референдума им не надо. Но народ хочет - идею отделения от Испании разделяют до 90 процентов населения.
И исторический день настает - вот он, уже совсем скоро.
Сторонники независимости культурно бунтуют на площадях днем, расходясь на ночной отдых.
Вся Испания развлекается, как только может (я вот если четно, удивляюсь, по моему они это воспринимают как очередной фестиваль)
Руководитель каталонской полиции Хосе Траперо продолжает исполнять свои обязанности, однако заявил, что не намерен подчиняться назначенному Мадридом представителю Гражданской гвардии.
В автономии введено полицейское усиление - не особо рассчитывая на лояльность каталонской полиции (моссос), испанское МВД перебросило в автономию дополнительные подразделения из Севильи, Сеуты, Мадрида, Валенсии.
Каталонское правительство выдает распоряжения и принимает законы в пользу будущей независимой республики. Центральные органы страны с невиданной до того быстротой отвечают аннулированием и дезавуированием принятых каталонцами актов.
Каждое утро газеты пишут о «тысячах арестов сторонников отделения», ближе к обеду разнося официальное опровержение.
Генеральная прокуратура страны возбудила дело и ведет расследование по факту подготовки незаконного референдума, а глава Каталонии Карлес Пучдемон требует прекратить дело за отсутствием состава преступления.
Власти предупредили - если чертов референдум будут проводить, головы глав администраций полетят со своих мест. В смысле не с плеч, а из кресел. По пути изъяли
миллионы отпечатанных бланков для голосования, списки членов избирательных комиссий и адресов участков.
Сепаратисты ответили обещанием «занять избирательные участки за несколько суток до голосования и не покидать их, чтобы воспрепятствовать полицейскому произволу».
Что меня особо прикалывает - каталонские политики и госчиновники, обвиняющиеся в нецелевом использовании бюджетных средств, коррупции и хищениях, объявлены местной властью борцами за правое дело освобождения Каталонии от испанского владычества. Несчастным обещана полная политическая, уголовная и финансовая реабилитация. После победы независимости, разумеется.
Евросоюз, которому в отличии от участников этого цирка, происходящее порядком надоело, показывает каталонцам из-за угла фигу и предупреждает, что автоматическое членство в ЕС в случае выхода из Испании им не светит. А это - удар таможенными пошлинами по каталонскому экспорту.
Экономисты пугают - каталонский ВВП в случае отделения упадет на 25 - 30 процентов, а безработица вырастет вдвое.
Однако никто никого не слушает. Всем весело, все за независимость.
И вот тут выплывает интересный нюанс - бегущую прочь Каталонию согласно конституции должны отпустить все остальные провинции - то есть референдум должен быть всеобщим, по всей стране. Проведенный исключительно в одной Каталонии он реально становится незаконным, но…
Хотят люди на волю и все тут - как их удержать?
Простите, смеюсь.
По ходу, великий крымский исход еще долго будет аукаться по всему миру.
Как считаете, отделятся или получат по щщам гордые каталонцы?