Москва обрастает кольцами: уже в этом году откроется еще один участок следующего из них - подземного. Речь идет о большом кольце московского метрополитена (тот самый Третий пересадочный контур - ТПК), первый участок которого откроют уже в этом году (первые пять станций от «Делового центра» до «Петровского парка».
Удивительно, но от момента замысла строительства ТПК до его полного запуска пройдет больше 70 лет. Впервые об этом задумались еще в 1947 году. В то время Москва активно росла на юго-запад, нужно было связать новые районы с промышленным востоком города. В итоге планы так и остались планами, а вместо дорогостоящих тоннелей, которые были просто неподъемны для послевоенной страны, ограничились наземным автотранспортом: автобусами, троллейбусами, трамваями. Жители пригорода добирались домой на электричках.
К идее большого кольца вернулись только в 80-х, но наступила перестройка со всеми последующими, и о большом строительстве снова пришлось надолго забыть.
Снова вспомнили о проекте в 2005 году, когда заканчивали строить «Москва-СИТИ» и начали возводить жилой квартал на Ходынском поле. Было принято решение проложить ТПК, но до начала реализации проекта прошло еще немало времени - лишь в 2010-м к нему (с небольшими корректировками) вернулись вновь: количество станций на южном полукольце сократили до 6, а к первой очереди добавили новый участок - «Петровский парк» (ранее «Динамо») - «Нижняя Масловка».
В конце 2011-го решили южное полукольцо объединить с полукольцом северным, построить полноценное кольцо метро. Позже трассу несколько раз корректировали, добавили к проекту несколько пересадочных узлов с кросс-платформой. Само строительство начали в конце 2011-го, со станции «Ходынское поле».
Второе кольцо московской подземки имеет шанс стать самой длинной веткой метро в мире. Его длина ставит 59,5 км (для сравнения, сегодняшний рекордсмен - Пекинская вторая кольцевая имеет длину 57 км, по ее 45 станциям можно проехать за 104 минуты). На нашем кольце будет 25 станций, 17 из которых - пересадочные на радиальные, 7 - связаны с радиальным направлением железной дороги, а 2 - с МКЖД.
Итак, первыми на участке от «Делового центра» до «Петровского парка» откроют пять станций: «Деловой центр» (пересадка на одноимённую станцию Калининско-Солнцевской линии и станцию «Выставочная» Филёвской линии), «Шелепиху», «Хорошёвскую» (пересадка на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской линии), «Ходынское поле» («ЦСКА») и «Петровский парк» (пересадка на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии). Эти станции откроются одновременно, а шестую - «Нижнюю Масловку» - запустят в 2018-м (она слишком глубокая, нужно больше времени для строительства). Доехать от конечной до конечной участка можно будет за 20 минут.
Все станции будут выполнены в одном стиле, с использованием натуральных материалов - гранита и мрамора. В зависимости от линий метро, будет меняться доминирующий цвет оформления.
ТПК после полного своего запуска, конечно, серьезно разгрузит кольцевую линию подземки (в день только на «Деловом центре» будет проходить почти треть миллиона человек, а с запуском остальных башен комплекса «Москва-Сити» их количество только увеличится). Учитывая, что уже в этом году планируют открыть наземное кольцо - МКЖД, интегрированное с подземкой, это серьезно снимет множество транспортных проблем. Например, разгрузит наземные автомагистрали (за счет уменьшения количества наземного городского пассажирского транспорта, отказов жителей от использования личного автотранспорта). Да и с экологией в результате должно стать значительно лучше.
И, похоже, темпы метростроители сбавлять не собираются. Сейчас работы идут одновременно более чем на 30 новых станциях. В них занято около 35 тысяч человек.
В 2016 году вместе с участком Третьего пересадочного контура от станции «Деловой центр» до станции «Петровский Парк» планируется завершить строительство 12 новых станций.