Dec 25, 2011 14:40
Посмотрел наконец этот фильм и хочу высказать своё мнение.
Прежде всего я постарался забыть всё то, что я читал в адрес этого фильма и смотреть так, как будто я только что узнал о нём, не имея предубеждения. Кроме того, я заранее простил фильму то, что он сделан в наше время. Воспитанный на шедеврах советского кино, я предъявляю к фильмам несколько завышенные требования. Но в этот раз я согласился не обращать внимания на год выпуска и настроился на просмотр чего-то вроде картинок с музыкой, не ожидая чего-то большего, нежели обыкновенного экшена.
Самый острый момент во всём фильме, конечно, - грим. Тут я полностью согласен с критикой. Лица, в сущности, не было. Была маска. Благодаря силиконовому гриму было достигнуто определённое сходство с Высоцким. Появляющийся в кадре актёр похож на Высоцкого - но не более чем похож. Спутать эти два лица (копию и оригинал) невозможно. Ну да некоторое сходство есть - и на том спасибо. Хотя не в сходстве дело.
Актёра лишили самого выразительного из средств воздействия на зрителя - лица. Лицо в фильме абсолютно неподвижно, двигаются только губы и глаза. Это, конечно, не Высоцкий. Это не живой во всех отношениях человек, обуреваемый жаждой действия. Это восставший из мёртвых труп, апатично двигающий одними только губами и лениво шевелящий членами тела. Ассоциацию довершает заупокойный голос актёра, который в действительности был резок и сочен, а в фильме, благодаря озвучиванию меланхоличным Никитой Высоцким - глух и безразличен.
Высоцкий в фильме - не живой персонаж и далеко не главное действующее лицо. Он - бездушная марионетка в руках группы главных действующих лиц, которым, в сущности, и посвящён этот фильм.
Это фильм не про Высоцкого. Это фильм про группу циничных дельцов, присосавшихся к выгодному финансовому источнику. Ещё это фильм про доблестную работу органов, обезвреживающих опасных расхитителей социалистической собственности. Главное действующее лицо фильма, как уже было многократно справедливо замечено - полковник КГБ. Смысл фильма - в том, чтобы показать на примере одного эпизода, как в советское время государство противостояло людям, старавшимся заработать денег.
(Попутно можно провести рассуждения на тему о достоверности всего происходящего в фильме. Автор сценария, похоже, попросту смешал в кучу клиническую смерть героя, наркотики, любовную связь, уголовщину и мотивы реальной - а не клинической - смерти Высоцкого. Думаю, нужно было или пойти по пути полной выдумки, дабы не вызывать ложных ассоциаций, либо в точности придерживаться фактов. Особо надо коснуться и морально-этической стороны дела. Похоже, Никита Высоцкий попросту решил отомстить этим фильмом всем, кто окружал Высоцкого в последние годы его жизни. И выставил окружавшую Высоцкого группу администраторов в одних только чёрных красках. Действительно, картина вышла омерзительная. Но вот насколько всё это правда? Не зная в точности всей подоплёки дела, можно только сказать, что вряд ли Высоцкий в действительности стал бы связываться с окончательным отребьем. Хотя правда и то, что многие стремились на нём зарабатывать деньги. Только сам Высоцкий ничего предосудительного в этом не видел - есть его устное свидетельство.)
В связи с этим понятны разочарования зрителей, ожидавших фильм о Высоцком-художнике (а не о Высоцком-предпринимателе) - и, конечно же, песен. Песен в фильме практически нет. Есть два маленьких отрывка, соответствующих эпизоду, где Высоцкий стоит на сцене.
И ещё. В связи с тем, что история, показанная в фильме, могла случиться с любым артистом средней руки, не следовало, на мой взгляд, привязываться к внешности Высоцкого. Хотя, конечно, следовало уважить плотоядное любопытство зрителей, ан масс пошедших посмотреть на «резиновую морду за 12 миллионов долларов» (с). Однако достаточно было сделать условный грим, создающий ассоциации с внешностью Высоцкого - или обойтись вовсе без него. Фильм бы от этого ничего не потерял. Потеряли бы прокатчики.
Наверное, это смещение акцентов возникло ещё и потому, что Безрукову не удалось в полной мере вжиться в пластику главного героя, без которой облик Высоцкого потерял бы свою привлекательность. В частности, в фильме почти нет эпизодов поющего Высоцкого. Один только раз его показали стоящим на сцене, в пол-оборота, и немножко смешно наблюдать, как он шевелит правой рукой. Но аккорды берёт правильные, тут Безрукову, что называется, респект. А вот исполнение отрывков песен - это фонограмма записи Высоцкого. Как человек, около двадцати лет прислушивающийся к его интонациям, говорю, что в фильме прозвучал подлинный Высоцкий. А не Безруков и не Никита в компьютерной обработке.
Однако я не считаю, что фильм из-за всего перечисленного плох. Просто его следовало назвать иначе, не цепляя к рекламному постеру имя Высоцкого. На самом деле, если отбросить требования к художественности и игре актёров (очень уж она «современная») - это довольно занимательный экшен, построенный на эпизоде из жизни «советских контрабандистов». Мало, конечно. Но от некоторых фильмов не следует ожидать большего.
Одним словом, фильму твёрдая «тройка». Зачёт сдан.