Высоцкий. Спасибо, что живой

Dec 25, 2011 14:40


Посмотрел наконец этот фильм и хочу высказать своё мнение.

Прежде всего я постарался забыть всё то, что я читал в адрес этого фильма и смотреть так, как будто я только что узнал о нём, не имея предубеждения. Кроме того, я заранее простил фильму то, что он сделан в наше время. Воспитанный на шедеврах советского кино, я предъявляю к фильмам несколько завышенные требования. Но в этот раз я согласился не обращать внимания на год выпуска и настроился на просмотр чего-то вроде картинок с музыкой, не ожидая чего-то большего, нежели обыкновенного экшена.

Самый острый момент во всём фильме, конечно, - грим. Тут я полностью согласен с критикой. Лица, в сущности, не было. Была маска. Благодаря силиконовому гриму было достигнуто определённое сходство с Высоцким. Появляющийся в кадре актёр похож на Высоцкого - но не более чем похож. Спутать эти два лица (копию и оригинал) невозможно. Ну да некоторое сходство есть - и на том спасибо. Хотя не в сходстве дело.

Актёра лишили самого выразительного из средств воздействия на зрителя - лица. Лицо в фильме абсолютно неподвижно, двигаются только губы и глаза. Это, конечно, не Высоцкий. Это не живой во всех отношениях человек, обуреваемый жаждой действия. Это восставший из мёртвых труп, апатично двигающий одними только губами и лениво шевелящий членами тела. Ассоциацию довершает заупокойный голос актёра, который в действительности был резок и сочен, а в фильме, благодаря озвучиванию меланхоличным Никитой Высоцким - глух и безразличен.

Высоцкий в фильме - не живой персонаж и далеко не главное действующее лицо. Он - бездушная марионетка в руках группы главных действующих лиц, которым, в сущности, и посвящён этот фильм.

Это фильм не про Высоцкого. Это фильм про группу циничных дельцов, присосавшихся к выгодному финансовому источнику. Ещё это фильм про доблестную работу органов, обезвреживающих опасных расхитителей социалистической собственности. Главное действующее лицо фильма, как уже было многократно справедливо замечено - полковник КГБ. Смысл фильма - в том, чтобы показать на примере одного эпизода, как в советское время государство противостояло людям, старавшимся заработать денег.

(Попутно можно провести рассуждения на тему о достоверности всего происходящего в фильме. Автор сценария, похоже, попросту смешал в кучу клиническую смерть героя, наркотики, любовную связь, уголовщину и мотивы реальной - а не клинической - смерти Высоцкого. Думаю, нужно было или пойти по пути полной выдумки, дабы не вызывать ложных ассоциаций, либо в точности придерживаться фактов. Особо надо коснуться и морально-этической стороны дела. Похоже, Никита Высоцкий попросту решил отомстить этим фильмом всем, кто окружал Высоцкого в последние годы его жизни. И выставил окружавшую Высоцкого группу администраторов в одних только чёрных красках. Действительно, картина вышла омерзительная. Но вот насколько всё это правда? Не зная в точности всей подоплёки дела, можно только сказать, что вряд ли Высоцкий в действительности стал бы связываться с окончательным отребьем. Хотя правда и то, что многие стремились на нём зарабатывать деньги. Только сам Высоцкий ничего предосудительного в этом не видел - есть его устное свидетельство.)

В связи с этим понятны разочарования зрителей, ожидавших фильм о Высоцком-художнике (а не о Высоцком-предпринимателе) - и, конечно же, песен. Песен в фильме практически нет. Есть два маленьких отрывка, соответствующих эпизоду, где Высоцкий стоит на сцене.

И ещё. В связи с тем, что история, показанная в фильме, могла случиться с любым артистом средней руки, не следовало, на мой взгляд, привязываться к внешности Высоцкого. Хотя, конечно, следовало уважить плотоядное любопытство зрителей, ан масс пошедших посмотреть на «резиновую морду за 12 миллионов долларов» (с). Однако достаточно было сделать условный грим, создающий ассоциации с внешностью Высоцкого - или обойтись вовсе без него. Фильм бы от этого ничего не потерял. Потеряли бы прокатчики.

Наверное, это смещение акцентов возникло ещё и потому, что Безрукову не удалось в полной мере вжиться в пластику главного героя, без которой облик Высоцкого потерял бы свою привлекательность. В частности, в фильме почти нет эпизодов поющего Высоцкого. Один только раз его показали стоящим на сцене, в пол-оборота, и немножко смешно наблюдать, как он шевелит правой рукой. Но аккорды берёт правильные, тут Безрукову, что называется, респект. А вот исполнение отрывков песен - это фонограмма записи Высоцкого. Как человек, около двадцати лет прислушивающийся к его интонациям, говорю, что в фильме прозвучал подлинный Высоцкий. А не Безруков и не Никита в компьютерной обработке.

Однако я не считаю, что фильм из-за всего перечисленного плох. Просто его следовало назвать иначе, не цепляя к рекламному постеру имя Высоцкого. На самом деле, если отбросить требования к художественности и игре актёров (очень уж она «современная») - это довольно занимательный экшен, построенный на эпизоде из жизни «советских контрабандистов». Мало, конечно. Но от некоторых фильмов не следует ожидать большего.

Одним словом, фильму твёрдая «тройка». Зачёт сдан.
Previous post Next post
Up