Вопрос бредовой работы никак не отпускает - хотя желающих подискутировать и немного, все же не могу расстаться с ним, не поставив каких-то точек. В моей прошлой заметке я не стал концентрироваться на том, в чем я с Грэбером согласен, а в чем - нет, и всецело сосредоточился только на поиске фундаментальных причин появления и разрастания таких работ, так как именно эти причины в работе Грэбера оказались не раскрыты.
Тем не менее, взойдя от конкретного к абстрактному, я столкнулся с потребностью вернуться к той типологии бредовой работы, которую ввел Грэбер в своей книге. Я не буду ее ни оспаривать, ни предлагать другую, просто потому что считаю, что никаким линейным списком тут не отделаться - явление сложное и взаимосвязанное. Вместо этого я пройдусь по этому списку и постараюсь составить краткую характеристику для каждого вида бредовой работы, то есть взойти от абстрактного снова к конкретному.
Давайте поможем Грэберу выяснить, почему работа, кажущаяся работникам бредовой, не уничтожается ни эффективным рынком, ни развитием организационной науки, ни новыми технологиями - а наоборот, только разрастается.
Некоторые категории я позволил себе разделить на две части там, где они имеют разную природу в своем основании.
«Шестерки»
Суть работы: «Работа шестерок существует исключительно (или преимущественно) для того, чтобы кто-то другой выглядел или чувствовал себя важным».
Содержание: эти должности существуют не для решения каких-либо содержательных задач, не для труда, а исключительно для объективированного использования людей в качестве токенов, символов, обозначающих престиж, статус компании или конкретной позиции. Фактически эти люди играют роль «живых скульптур».
Примеры профессий: фиктивные секретари, администраторы, помощники, швейцары, лифтеры
Реальное значение
Данные рабочие места на самом деле закрывают информационную потребность. В рамках непрозрачности общественных отношений существует неопределенность относительно того, каким компаниям стоит доверять, какие люди занимают в них значимые пост. Требуются маркеры, которые позволяли бы определять «социальный статус» компании и должности, коррелирующий с уровнем надежности и социальной или формальной принадлежностью, и таким образом облегчали выстраивание доверия и снижали транзакционные издержки.
Однако любой маркер - это всего лишь символ. В условиях конкуренции все компании будут пытаться воспользоваться эффектом безбилетника - имитировать надежность и богатство через подделку самого символа. Единственный способ бороться с этим - демонстрировать то, что нельзя подделать, то есть то, что само по себе имеет высокую стоимость, которую не может себе позволить обманщик, то есть требующее высоких затрат, оправдываемых только их символьной функцией.
В роли таких маркеров и выступают неоправданно с производственной точки зрения дорогие офисы, автомобили, костюмы… и рабочие места «шестерок». Люди на этих местах приносят ровно столько же пользы, сколько производители статусных автомобилей, но ввиду того, что они не сталкиваются даже с таким опредмеченным результатом своего труда, для них бредовость их работы оказывается более очевидна.
Противоречие, которое порождает эти рабочие места - это противоречие информационный природы доверия и нулевой стоимости копирования нематериальных активов.
Причина разрастания таких рабочих мест кроется в росте значимости информационной составляющей в факторах производства на фоне перепроизводства капитала, когда материальные активы коммодитизированы, а абстрактный труд представлен в избытке.
«головорезы-1»
Суть работы: «Армии нужны государствам только потому, что у других государств тоже есть армии».
Содержание: эти должности существуют в основном для получения или защиты конкурентных преимуществ (хотя у них заодно могут быть и другие функции). Они ориентированы в основном не на борьбу за потребителя, а на борьбу против конкурента. Тот, кто перестает тратить на них средства, вылетает с рынка, пока его конкуренты продолжают вкладывать в них деньги.
Примеры профессий: лоббисты, PR-специалисты, агенты на телефоне, корпоративные юристы, рекламщики, патентные сквоттеры, мерчандайзеры, торговые представители.
Реальное значение
Фактически существование этих должностей обусловлено поддержанием системы конкуренции. В рамках конкурентной борьбы есть две составляющие: экспансия - борьба за ресурсы и эффективность, и внутригрупповая борьба против конкурентов. По мере насыщения ниши на внутригрупповую борьбу будет уходить все больше и больше ресурсов, так как отдача от нее будет выше по сравнению с отдачей от экспансии. При этом любые попытки со стороны общества ограничить «нечестную» конкуренцию порождают только возрастающие затраты самих компаний на преодоление этих ограничений.
Противоречие, которое порождает эти рабочие места - это противоречие между конкуренцией как войной, борьбой против конкурентов, и конкуренцией как соревнованием, борьбой за клиентов.
Причина разрастания таких рабочих мест кроется в насыщении рынков и снижении нормы прибыли, что заставляет компании перебрасывать свободные прибыли из инвестиций в расширение рынка на инвестиции в отвоевывание доли рынка.
«головорезы-2»
Суть работы: «Я считаю полезной ту работу, которая удовлетворяет существовавшую ранее потребность или создает продукцию или услугу, о которой люди не думали и которая каким-то образом улучшает их жизни».
Содержание: эти должности существуют для того, чтобы создавать новые формы опредмечивания потребностей у потребителей, то есть чтобы расширять спрос. Можно спорить о том, насколько у человека можно «создать» потребность (но, очевидно, можно создать фрустрацию), но значительное число людей занимаются именно тем, что превращают потенциального клиента в реального потребителя - что не произошло бы без их участия. Тратить свою жизнь на то, чтобы создавать фрустрацию у других людей, представляется мало осмысленным самим работникам на этих должностях.
Примеры профессий: маркетологи, рекламщики, лоббисты, инфлюенсеры, инженеры запланированного устаревания
Реальное значение
Деятельность этих работников, помимо повышения конкурентоспособности тех компаний, в которых они работают, на самом деле служит еще и поддержанию системы наемного труда. Ведь если люди ограничат свое потребление, то нельзя будет расширять производство и получать прибыль. Но производительность экономики растет, а экономические потребности людей ограничены. Значит, надо постоянно «нащупывать» новые формы удовлетворения потребностей, ради которых люди будут готовы трудиться, т.е. постоянно предлагать им что-то новое и смотреть, что из предложенного «закрепляется», т.е. в результате - порождать их. Порождая потребность в потреблении, вместе с нею компании одновременно порождают и потребность в продаже своей рабочей силы для того, чтобы заработать на ее удовлетворение.
Противоречие, которое порождает эти рабочие места - это противоречие между ростом производительности и ограниченностью экономических (товарных) потребностей человека.
Причина разрастания таких рабочих мест происходит из насыщения экономических потребностей населения, что сокращает платежеспособный спрос даже у людей, имеющих свободные средства. У людей, не имеющих свободных средств, конечно, такой проблемы не стоит.
«костыльщики-1»
Суть работы: «[не] решают проблемы, которые не должны возникать.»
Содержание: это должности, которые созданы из-за системных проблем. Работа этих людей на самом деле нужна только до момента исправления системной проблемы, но одновременно их работа позволяет ее не исправлять.
Примеры профессий: ручные операторы, «извиняльщики»
Реальное значение
Исправление системной проблемы зачастую требуют больших инвестиций сил, времени и средств. Для выделения и затраты этих средств нужно экономическое обоснование. Однако чем больше система, тем сложнее оценить и стоимость, и реальный эффект от внедрения любых системных изменений. А вот затраты на такой труд фиксированные, т.е. предсказуемые, что оказывается важнее их абсолютного размера. В результате ручное «подкостыливание» может выполняться годами, в качестве нормы - и даже при этом иногда действительно обходится дешевле.
Противоречие, которое порождает эти рабочие места, состоит в росте сложности производственных систем, что затрудняет поиск решения, оценку затрат и результатов, при низком разнообразии метрик финансовых механизмов, регулирующих инвестиции, что делает их непригодными для решения таких проблем.
Причина роста числа таких рабочих мест - это в целом усложнение всех систем производства, как технологических, так и социальных.
«костыльщики-2»
Суть работы: «сидят на случай проблем»
Содержание: это рабочие места, где от человека не требуется никакого участия до тех пор, пока не возникнет какая-то проблема, которая, впрочем, при качественной работе системы может вообще никогда и не возникать.
Примеры профессий: охранники, вахтеры, ремонтники, козлы отпущения
Реальное значение
Высокое разнообразие и индивидуальная сложность маловероятных событий не позволяет их решить навсегда или жестко формализовать их решение. Но если последствия их возникновения несут серьезные риски, то необходим кто-то, кто при их наступлении может принять на себя ответственность за устранение возмущений, которые не могут быть корректно обработаны автоматизированными и формализованными системами. Только человек как существо универсальное может справиться с непредсказуемой ситуацией.
Противоречие, лежащее в основе таких рабочих мест, состоит в не-универсальности «интеллекта» формальных систем, созданных человеком, при том, что разнообразие состояний любой реальной системы не ограничено.
При этом чем дальше проникает формализация и автоматизация, то есть чем большие области оказываются под управлением или во власти не-универсального интеллекта, тем выше потребность в рабочих местах, созданных только для обработки исключений.
«галочники»
Суть работы: «чтобы организация могла утверждать, что она занимается тем, чем на самом деле не занимается».
Содержание: работа этих людей в основном создает организации прикрытие, демонстрируя, что она занимается тем, что от нее ожидают, даже когда фактически такой работы по сути не производится. Эта работа возникает в основном в областях, где организация подстраивается под какие-то внешние по отношению к содержанию своей основной деятельности требования.
Примеры профессий: комплаенс, внутренние газеты, аудит, антифрод
Реальное значение
В компаниях работают люди со своими личными интересами, которые вступают в противоречие с задачами компании и с любыми формальными системами производства прибыли. Необходимость «изолировать» одно от другого, защититься от злоупотреблений и эксплуатации своего положения в компании требует особой области производственных отношений. Чем большую роль в экономике играет человек с его когнитивной деятельностью в принятии решений, тем больше механизмов нужно для противодействия этой деятельности. Но так как реальный эффект от такой деятельности, опять же, оценить сложно, это порождает имитацию, см. «костыльщики-1», и постоянную борьбу меча со щитом, когда одни вводят новые требования по защите от мошенничества, а другие изыскивают способы сделать вид, что они их соблюдают.
Противоречием в основе этого труда является противоречие прежде всего между индивидуальным интересом работников и интересами частного капитала и общества.
Причиной разрастания этих рабочих мест выступает постепенный рост доли когнитивного труда в общем объеме рабочих мест, что постоянно расширяет зону риска и требует все большего регулирования.
«надсмотрщики-1»
Суть работы: «распределять работу между другими сотрудниками, которые могли бы это делать и сами»
Содержание: это обычно менеджеры среднего звена, которые выступают только в роли передаточных звеньев между другими подразделениями или начальством и своими подчиненными.
Реальное значение
Люди - больше, чем функции в организации, они субъекты. Поэтому их координация требует сил и времени, отвлекая коллектив от рабочих функций. Системы-прокладки позволяют передать эту функцию от коллектива работников «незаинтересованному» лицу, менеджеру, поставив всех работников в равные условия и тем снизив затрату сил на внутреннюю борьбу.
Здесь мы видим проявление противоречия между субъектностью работника как поставщика рабочей силы и функциональной ролью рабочей силы для организации. Для станков такой проблемы не стоит.
Мне представляется, что эти рабочие места сейчас, наоборот, испытывают давление организационных технологий самоорганизации и постепенно сокращаются - или вытесняются должностями scrum-мастеров и agile-коучей.
«надсмотрщики-2
Суть работы: «Они производят стратегии, целевые показатели, аудит, обзоры, оценки, новые стратегии и так далее, и тому подобное.»
Содержание: во всех организациях можно наблюдать просто взрывной рост должностей, связанных с производством информационных продуктов и процессов, которые относятся к сфере регулирования и менеджмента, но не касаются самой содержательной стороны деятельности, то есть вот эти «восемь направляющих на двух гребущих». В основном их деятельность посвящена попыткам обойти какие-то барьеры, стоящие на пути привлечения нужных ресурсов в организацию - или даже частному лицу.
Примеры профессий: контр-бюрократы, решатели, специалисты по тендерам, регуляторы распределения государственной помощи, добыватели грантов, «согласователи» со страховыми компаниями
Реальное значение
Провалы рынка и «непроизводительные» сферы, которые не занимаются товарным производством, играют все более важную роль. Но их финансирование не подчинено рыночным законам, точнее, не регулируется рынком. Так как оно должно быть подчинено каким-то другим законам, которыми нужно управлять, то появляются бюрократические схемы распределения ресурсов: поставщики ресурсов наращивают объем контроля распределения, потребители наращивают затраты ресурсов по прохождению этого контроля. В процессе тратится много труда только на само это противодействие.
Порождающим противоречием таких рабочих мест является столкновение нетоварного по сути производства с товарными отношениями при распределении ресурсов.
Объем задействованного там труда возрастает по мере расширения значения нетоварных сфер производства и способов распределения.
Общая картина
Итак, большая часть перечисленной бредовой работы является не случайностью и не атавизмом, а абсолютно закономерна. Но помимо всех частных факторов, которые выделены для каждого вида работы, существуют и общие закономерности, которые ведут к ее росту.
В основе этих закономерностей лежит развитие труда, то есть всей производственной системы. Она усложняется, специализируется, монополизируется, концентрируется, глобализируется… в целом превращается в одну большую систему, или, точнее, в систему разноуровневых переплетенных систем.
Это приводит к тому, что уровень ее способности саморегулироваться за счет рыночных механизмов снижается. Где-то она too big to fail, где-то естественная монополия, где-то транснациональная сеть - а конкурентные рынки хорошо регулируют только отношения множества однородных компаний.
В результате повышаются требования к задачам и процессам управления этой системой, а значит - растут требования к руководителям, к их способностям, умениям системно мыслить, к личностным качествам. Из-за этого, с одной стороны, проявляется дефицит управленческой компетентности руководящего состава в виде плохих, несистемных управленческих решений (костыльщики!), а с другой стороны, вырастает борьба за менеджеров и повышение престижа их позиций (шестерки!).
Но самое главное, мы же «не можем управлять тем, что не можем измерить». Отсюда рождается желание измерить вообще все. Мы получили мощнейшие инструменты, но мы их используем, чтобы порождать как можно больше данных, надеясь повысить управляемость всех процессов.
А некоторые вещи нельзя измерить. Нельзя измерить эффективность работы школьной системы, если ее задача - выпускать полноценно развитую, счастливую социализированную личность. Но можно стандартизировать учебники, можно измерить результаты тестов, можно измерить число проведенных мероприятий - можно наплодить огромные объемы информации и бюрократии, которые не повышают управляемость процесса, но создают иллюзию такой управляемости.
В результате не только в сферах нетоварного производства, не только в государственном секторе, но и во всех остальных отраслях растут объемы работы по формализации деятельности и отчетности, порождая огромные затраты на производство и переработку данных - и зачастую без какого-либо реального результата. Что это, как не бредовая работа?
Можно ли от нее избавиться? Что нужно сделать, чтобы спастись от нее, если тенденции, направленные на усложнение производственных систем, на рост доли когнитивного труда и значение личности, на насыщение товарных рынков, на автоматизацию и компьютеризацию носят вполне объективный характер? Пожалуй, пока оставлю вас с этим вопросом. Но он безусловно стоит того, чтобы к нему вернуться.