Проблемы современной системы образования.
Предыдущая запись: Внешние отношения.В завершение, и только в завершение, можно кратко поговорить об основных проблемах, с которыми столкнулась существующая система образования. Для начала попробую их просто перечислить
(
Read more... )
Проблема в том, что знание распределено по специалистам. Для обучения ученика его надо "сконцентрировать". Раньше знаний было не так много, и их можно было сконцентрировать в голове одного учителя, который и доносил их до ученика. Сейчас, сколько учителей ни найми, ты упрешься в дилемму:
- либо учитель аккумулирует знания по предмету, тогда он - специалист, и не может направлять развитие ребенка, ему нужно "быть в теме" - вести практическую работу и постоянно развиваться
- либо учитель аккумулирует знания по ребенку, тогда он - наставник, и не может учить ребенка предмету
Школа пошла по следующему пути, разделив знание "горизонтально":
а) В младших классах работает наставник, знающий все предметы в ограниченном объеме
б) В старших классах и далее работает специалист, которого оторвали от практического труда в своей области, а за управление развития ребенка отвечает стандартная образовательная программа
В результате это не работает:
а) в младших классах из-за перегрузки руки до каждого ребенка не доходят, поэтому там тоже ввели единые программы, "зарубив" индивидуальные траектории и весь смысл выделения наставника
б) в старших классах учителя перестали быть компетентными, потому что не работая в отрасли, они не успевают обновлять и поддерживать актуальность своих знаний - при этом все знания перестали складываться у ученика в единую систему, а отсутствие индивидуальной образовательной траектории привело к работе "по слабому", подорвав мотивацию ученика - и эффективность самого процесса
Решить эту проблему можно, только привлекая самого ученика к управлению своим развитием со средне и старшей школы, потому что вместить в одну голову и все предметы, и ученика уже не удастся.
Можно и нужно "расшить" начальную школу, увеличив количество учителей (по одному на семь детей) - это и есть система наставников. Но уже в средней школе понадобится, чтобы ученик мог сам направлять свое развитие - значит, первые элементы этого должны быть и в начальной, чтобы он мог начать учиться этому совместно с учителем. Значит, надо вводить разные средства самостоятельной работы: дети любят читать, любят игры. Для началки такая система работает хорошо.
Увеличивать количество учителей в средней школе или в высшей - бесполезно, не могут быть специалистами по всем предметам, даже если их будет по одному на ученика. Тут надо принципиально иное решение. Лучше всего, если ученик будет (с помощью своего наставника, одноклассников и информационной поддержки) сам направлять свое развитие, а знания и инструменты для этого черпать из единого, удобно организованного пространства и от реальных профессионалов, которые 100% владеют актуальной и полной информацией в ее практическом ключе.
Но эти специалисты не будут заниматься управлением развитием конкретного ученика: они же не знают, что у него творится по всем другим предметом, у них другое дело, зачем им лишние навыки и лишняя непрофильная работа? Зачем видном ученому читать многочасовые лекции второкурсникам - особенно, если лектор он не ахти, да и общаться не очень любит? Зачем ему лично проверять работы студентов, выискивая в них ошибки в формулах? Не лучше ли этим заняться самому студенту, а от ученого перенять только самый ценный - субъективный - опыт в совместной практической или исследовательской работе в качестве лаборанта на решении какой-нибудь реальной научной проблемы?
Reply
_______
Это когда это? В каменном веке? С античных времен ученика окружает множество учителей.
а) в младших классах из-за перегрузки
________
В чем проблема уменьшить перегрузку?
б) в старших классах учителя перестали быть компетентными
_________
Почему бы не работать над учителями? Давать им время и там (профдеятельнсоть) и там (преподавание)? соответствующим образом стимулировать и пр. и пр. (какие там еще проблемы?). К примеру Новоселову преподавательская деятельность в Черноголовской школе никак не помешала нобелевскую премию по физике получить.
Reply
Подмастерья учились у мастера всему. Гувернеры и личные учителя - эта система дожила до начала 20-го века.
В чем проблема уменьшить перегрузку?
Я и пишу, что тут нагрузку надо уменьшать.
Почему бы не работать над учителями?
Ну вторую голову же не пересадить. Да, учитель может стать компетентным, если параллельно работает по своему направлению - и еще изучает педагогику, и еще любит работать с детьми. Это уже довольно высокие требования, которые в результате дадут дефицит. Но все равно он не сможет вести индивидуальное развитие каждого ребенка! Просто потому, что он ведет только один предмет у этого ребенка, и не видит всей картины его развития.
Новоселову преподавательская деятельность в Черноголовской школе никак не помешала нобелевскую премию по физике получить.
В таком режиме у нас учителем будет каждый - только он не лекции будет читать и не домашки проверять (это пустая трата его времени), а совместно с детьми проблемы своей дисциплины решать, уча их применять полученные знания. Кто-то для этого будет появляться в школе, а к кому-то ученики будут приходить на практику, чтобы приобщиться к живому труду. Но зачем загружать профессионала непрофильной деятельностью, которая может быть выполнена другим способом? Пусть лучше тратит это время на любимое, общественно-полезное занятие по своему профилю и саморазвитие.
Reply
Leave a comment