Занятная история жизни как предисловие к марксизму

Jul 12, 2011 15:56


Наиболее интересное определение марксизма я прочитал у тов. Сидорова В. М.:

(Прежде всего) марксизм - это система знаний, осмысленных благодаря вектору на изменение мира (преимущественно в сфере общественных отношений).

Но прежде чем перейти к марксизму, необходимо четко запомнить, что история людей - это часть истории жизни. А у жизни довольно ( Read more... )

Leave a comment

deminded July 13 2011, 13:22:27 UTC
Что делать, ясность изложения - не мой конек. Но на вопросы у меня ответ есть:
1) Да! Оценивать - по универсальным требованиям к любой жизнеспособной системе. К ним еще вернусь.
2) Единственной - не обязательно; более того, она может быть не абсолютно оптимальной, а локально оптимальной. Но главное - чтобы она удовлетворяла требованиям пункта 1, куда, кстати, входит требование наличия неотъемлемого механизма адаптации и внутреннего динамического развития. Она может (и должна!) оставаться оптимальной и при изменении внешних условий. Грубо говоря, форма должна быть не статической, а динамической, иметь дополнительное измерение - во времени.
3) Да, прогресс идет и будет идти вопреки свободной воле. В этом есть одна из проблем: попытки подчинить формы организации общества своим личным целям могут затормозить, если не обратить прогресс. Если волевое усилие элит и народа ввиду незнания законов развития общества будет направлено против прогресса, то есть общество будет сопротивляться изменениям, то противоречия не будут разрешаться - а будут накапливаться до тех пор, пока их общее напряжение не превысит сопротивление всей системы. Тогда случится кризис, который (возможно) разрешится переходом на новый уровень развития. Но слишком сильный кризис может поставить все человечество на грань уничтожения, или по крайней мере отбросить его в "темный век" - как это уже было во времена падения Рима, краха банковских домов Барди и Перуцци в XIV веке, как это происходит в миниатюре во время революции в любой стране. Таким образом, свободная воля людей не определяет прогресс, но существенно влияет на его форму: либо гладкую, "приятную" для людей, либо кризисную, "кровавую". Например, единое экономическое пространство советского союза - это пример "гладкой" реализации объективного стремления экономики к глобализации при его сознательной, волевой поддержке, а транснациональные корпорации, разорение локальных производителей и кризис рабочих мест в Европе и США - пример "кризисной" реализации при волевом сопротивлении этому же процессу =)

Reply

trollenok July 13 2011, 14:18:19 UTC
Ок, по первому вопросу жду детализации требований.

Второй - примерно это я и имела в виду под граничными условиями. Понятно, что нельзя быть "универсальным позвоночным" - каждый вид оптимизован под определенные "идеальные" условия, и некоторый радиус, под который он может адаптироваться (с потерей эффективности). Напрашивается мысль, что подобных систем должно развиться такое же разнообразное количество, как и на предыдущих уровнях.

"Если волевое усилие элит и народа ввиду незнания законов развития общества будет направлено против прогресса..."

Вот где-то здесь у нас ключевое противоречие, но я пока не буду его развивать.

Reply


Leave a comment

Up