Про Счастье

Apr 15, 2013 15:08

1.
kotofia, поздравляя меня с днем рождения, пишет: "Слава, у Бога в рукаве еще много счастья для тебя". И тут бы мне пройти дальше, на следующую строчку поздравительной открытки...Но. Что-то заставило меня остановиться, взгляд задержался...  "Бог держит счастье в рукаве..." Почему именно в рукаве? Не в кармане, не за пазухой,  не в узелке. А именно в рукаве? Что-то заставило меня остановиться на этих словах...
...Ведь кто? кто держит что-то в рукаве? Обычно в рукаве что-то держат карточные шулеры. У них там потайная, сокрытая от всех глаз козырная карта.  Туз или джокер. Шулеры тайком, украдкой, когда никто не видит, подбрасывают сокрытую карту на стол - и эта карта меняет весь ход игры! Появление этой карты - это сбой и нарушение естественного порядка вещей, это, по сути своей, контрабанда; товар, запрещенный к ввозу.
Бог держит счастье в рукаве...Бог держит счастье в рукаве, как карточный шулер - козырную карту. Бог понимает, что Счастье - это против правил; счастье - это запрещенное состояние человека. Его обретение - это, по сути, мошенничество перед миром людей. В мире людей не принято быть счастливым. Принято говорить о счастье, вздыхать о нем, сетовать о нем, жалеть о нем, писать о нем стихи - но не принято Быть счастливым. Не потому что счастья нет или оно нельзя. Нет, потому - что люди чаще сами запрещают быть себе счастливыми. Гораздо чаще они будут продолжать ходить на нелюбимую работу, делать нелюбимое дело, жить с нелюбимым человеком, плеваться на окружающее болото. Но ни шагу не сделают, чтобы из него выбраться...
2.
...Я думаю о героине Дорониной из фильма "Три тополя на Плющихе".  Муж посылает ее в Москву из деревни, чтобы продавать на базаре свежий урожай говядины. А Она тоскует по любви и ласке и сетует мужу-браконьеру, что уже забыла даже прикосновение его рук. "Забыла - значит не бью" - говорит он с ухмылкой и рассказывает, по каким ценам продавать фунт мясу. А у нее внутри клокочет и урчит нежность, а он ей про "рупь писят за кило". И вот в Москве она встречает таксиста-Ефремова, и пока они стоят на обочине под московским дождем и дворники его "Победы" не справляются с ливнем, Она, эта деревенская баба с душой Джульетты, она поет ему свою любимую песню про Нежность ("Опустела без тебя Земля...Как мне несколько часов прожить?..").  Июльский ливень заливает его машину, капли бьются и бьются о лобовое стекло; а Ее нежность заливает Его; она поет, а он пьет каждое ее слово, глотает каждый звук ее. Это тропический ливень, обрушившийся на него. И она заливает и заливает его собой, с каждым словом песни. Потому что он понимает - это не просто песня, это Она способна любить вот Так. Он обнимает руками руль, как будто держит в руках весь земной шар...Потому что это песня - это и его любимая песня. Это и он может любить вот Так. И эта нежность - это их, это общая нежность, одна на двоих... Это то, что у них обоих в груди, на языке, в ладонях. Она поет своим глубоким животом и мокрыми глазами, а он - узнает ее, а в ней - себя. И они промокают насквозь под июльским ливнем...
...А вечером он возвращается, чтобы забрать ее в кино, как договаривались. В семь часов на улице у кафе. Она с удивлением видит в окно, что он приехал ( а не обманул). А она то думала, что все обман...А он приехал. И значит не обман. А она даже и не причесана...Она смотрит на настенные часы, он - на свои ручные. Семь вечера. "Ничего - постоит и уедет" - думает она. Но вот уже 7-29, а он не уезжает. И вот уже 7-43 - а он не уезжает. "А может и правда - не обман?" - думает что-то в ней. И что-то в ней, что хочет счастья - бросается к двери, чтобы выбежать к нему. Но дверь заперта, а ключи у снохи, а сноха на базаре, а базар в городе, а город в стране, а страна в мире, а мир за железным занавесом во вселенной и в этой вселенной все идет кругом и кружится и взрывается и лопается - и в этом хаосе ключей не найти...! Она бросается к окну! - и что-то в ней, что хочет Счастья - хочет крикнуть ему из окна: "Я здесь! Я сейчас!". Но рот забит! Рот забит свежим урожаем говядины и "рупью писят за кило". Он нервно ходит вдоль железных бортов своей "Победы", а она бессильно съезжает спиной по стене и впивается острыми коленями в воздух комнаты. Она понимает, что это развилка. В этот момент ее жизнь раздвоилась. Ее жизнь разделилась на "какая есть" и "какая могла бы быть". В этом моменте появилась альтернативная жизнь, жизнь, которая не будет прожита.  И появилась тоска по непрожитой жизни. Адам и Ева были наги, но не знали этого, что наги, до того, как вкусили плодов с древа познания. В этот момент Доронина вкусила плод со своего древа познания и узнала, что она - нага, а вода ее - пресна, а платья - тесны...
А он. Он садится в машину. Кладет руки на руль. На тот самый руль, который только недавно казался земным шаром. А теперь - баранкой. Или бубликом. Точнее - дыркой от бублика.  Потому что дырка от бублика - это то, что ему осталось...
3.
Бог держит Счастье в рукаве (как карточный шулер - козырную карту). Он проносит его в мир контрабандой. Он предлагает его людям украдкой, втихомолку, тихонечко, шепотом, пока другие отвернулись, пока никто не видит, пока все спят. "На, Доронина, возьми, вот тебе Счастье. На, Ефремов, возьми - вот тебе Счастье." Нет. Не берут. Это против правил. О счастье правильно вздыхать и сетовать и охать. Но не быть в нем. "Оставь, Боже, счастье себе. Спрячь его в свой рукав, никому не показывай. А то вдруг кто увидит..."
И вот теперь я понимаю, почему подруга сказала мне, что счастье у Бога в рукаве. И вот я хочу верить, что кто-то да увидит его. И кто-то да возьмет. Кто-то то возьмет и пронесет сюда контрабандой счастье из рукава Бога. Бога Живага...
Previous post Next post
Up