Совсем недавно "вышла в печать статья Югополиса о интернет-магазинах,
13.07.2011 11:30
Спасибо за покупкуКраснодарские IT-эксперты за круглым столом выяснили, почему «там» - интернет-магазины, а «здесь» - интернет-сельпо.
Читать материал но по прочтении этой пространной статьи я так и не услышал мнение действительно сведущего в e-trade человека, а потому и возникла идея вот этого поста.
"Добрый день! Вы дозвонились в компанию Д., менеджер Геннадий...". Именно с таких слов начинался мой рабдень ещё не так давно (какие-то месяца 4 назад), когда я работал менеджером по продажам (а по факту менеджеру по всему) в одном интернет-магазине. По сути своей работа была интересной и творческой (направление деятельности достаточно новое, а потому требует не менее нового взгляда на процесс продаж). Впрочем этот пост вовсе не о том как героически я работал на кубанской ниве интернет-торговли, но о том, какие выводы были сделаны мной по итогам этой работы.
Во избежание собственного многословия я перечислю эти выводы отдельными пунктами вместо сплошного текста:
- Интернет-торговле быть и жить! Это аксиома. Однако это бытие и житие осложняется следующими общими особенностями:
- "виртуальность" физического товара; - физическая удаленность товара и продавца от покупателя; - необходимость доставки товара конечному покупателю; - другие особенности, перечислять которые не вижу необходимости (многие их и так знают, а если не знают, то догадываются))).
- Исходя из специфики этого вида торговли возрастает значение КАЧЕСТВА оказываемого сервиса. Мне кажется, что любой интернет-магазин продаёт прежде всего ДОВЕРИЕ к своему сервису и товарам. К великому сожалению, продавать это ДОВЕРИЕ очень большое количество виртуальных магазинов не умеет или, что ещё хуже, активно не хочет, потому что руководство ставит целью только рост продаж, но не лояльность покупателей. Не умел и не хотел продавать доверие и тот интернет-магазин, в котором мне пришлось работать.
- Для интернет-магазина используются, как правило и по преимуществу, методы и приёмы из мира интернет-рекламы. В моём представлении зачастую недооценена оффлайн реклама как средство продвижения товаров и услуг виртуального магазина. Рекламщикам и рекламиста следовало бы вспомнить успешный опыт "Евросети", МТС, Tele2, опыт западных компаний, сайт фиолетовой коровы в конце концов. Партизанский маркетинг тем и хорош, что при небольших затратах достигаются весьма хорошие результаты.
- Важное значение следует уделить и ДОСТАВКЕ вкупе с ЛОГИСТИКОЙ, потому что при первых же сбоях в доставке клиенты весьма вероятно уйдут в другой магазин (скорее всего, реальный). Как показывает опыт сотрудничества с Почтой России, довольно сложно отправлять товары в день поступления заказа (на почте висит очень много функций, и она традиционно не справляется с потоком граждан). Хотя в то же самое время как показывает опыт США обычная государственная почтовая служба может работать быстро, эффективно и бюджетно, было бы желание руководства.
Click to view
С другой стороны, всегда можно доставлять товары курьерскими службами и транспортными компаниями, НО тогда в разы вырастает стоимость доставки, что делает нецелесообразным заказ недорогих товаров.
- Возникает немало проблем и с оплатой, хотя в связи с переходом многих компаний к выплате зарплат "пластиковыми" деньгами проблема должна была исчезнуть сама собой, но нет. Из собственной практики замечу, что в целом в ЮФО мало людей, знающих достаточно о покупках в интернет и способах "виртуализации" рублёвых сбережений (большинство знающих, как нетрудно догадаться, находятся в крупных городах))). Как правило, из-за недоверия к интернет-магазинам и товарам большинство покупателей предпочитают расплачиваться наличными при получении товара.
Отдельное возмущение вызывают те магазины, где вместо скидок при использовании картами международных платежных систем (Visa, MasterCard, Amex и др.) предлагают наценку в 3%, например. Это бред, настоящий бред, когда вместо стимуляции использования карт магазин сводит к минимуму покупки с оплатой картами. Во всем цивилизованном мире продавцы стараются принимать карты, поощрять владельцев карт, принимая на себя оплату расходов, связанных с обслуживанием "пластика".
А между тем, сегодня даже в России есть масса способов "виртуализации" рублей: от Яндекс.Деньги до бесплатной дебетной карты "Кукуруза" от "Евросети", всякие прочие вебмани.
Такой интернет-торговлю увидел я здесь и сейчас. Безусловно, не названы какие-то важные проблемы и многое прочее, но я и не задавался целью написать исчерпывающую статью о интернет-магазинном.
Вопросы? Комментарии? "Лайки")))?