Продолжение "Царство самарского самиздата"
DEMIDOVANDRE Последний номер
Рисунок из журнала "Кредо"
25 января 1991 г. правительство вернуло нашему городу его исконное имя Самара. Мы с Авдеевым купили 6 бутылок жигулевского пива и отметили это знаменательное событие. Миша радовался как ребенок, хлопал в ладоши и говорил, что теперь осталось только убрать памятники большакам и выбросить их шакальи фамилии с улиц. Помню в ту ночь Авдеев у себя на квартире ставил нам с Ириной Воеводиной пластинки Вертинского, Козина, Петра Лещенко, Юрьевой. Он показал себя большим знатоком эстрады начала ХХ века. Мы узнали море интереснейшей информации об исполнителях, музыкальных традициях России и Самары. Миша открылся для нас совершенно новой стороной, как большой эрудит и ценитель русской культуры. Любая радиостанция должна была ухватиться за такого самородка, да еще обладающего хоризмой и бескрайним артистизмом. В это время зародившиеся FM радиостанции пичкали слушателей убогой пошлятиной.
В это время мы подготовили последний номер альманаха "Кредо-Самара". Я написал статью "Восток- дело хитрое" , опираясь на личные впечатления, полученные в ташкентском институте повышения квалификации преподавателей истории:
Мы, европейцы, выработали твердое правило: если хочешь понять другого человека, то поставь себя на его место. Однако сегодня приходится жить в огромном мире, включающим в себя различные народы порой с чуждыми и взаимоисключающими психотипами. Отсюда зачастую получается разговор слепого с глухим.
Что мы вообще знаем о Востоке? Восток для многих непонятен, а значит страшен. Однако попробуем заглянуть на него изнутри. Сразу заметим, что восточный человек живет на своей земле. Его взгляд полностью устремлен в себя, в свою древнюю культуру. Ему абсолютно не интересен европеец, незванным гостем пришедший на его землю. Не азиат должен попытаться понять нас, а мы, европейцы, вынуждены приноравливаться к нему. Нам необходимо принять его правила игры, приспособиться к его жизненным установкам, чтобы не стать гяурами со всеми вытекающими отсюда последствиями.
У восточного человека сформирована определенная поведенческая матрица. Она имеет жесткую форму треугольника, в вершине которого стоит Я. Два остальных угла составляют культ подчинения старшему и культ веры. Эти культы есть фундамент Я(личности). Мусульманская вера - это жизненный опыт, сконцентрированный в виде сур Корана. Он наработан сотнями предшествующих поколений. Только в восточной культуре личность на бытовом уровне безропотно и безгранично впитывает жизненный опыт дедов и прадедов, не задавая лишних вопросов и не критикуя. Коран - это основной и абсолютный закон для азиатов.
Отсюда видно, что личность на Востоке не стремится выработать свою собственную логику, напротив она принимает на веру чужие догмы. Таким образом восточный человек с детства учится подчиняться, не задумываясь. Отсюда в обществе возникает жесткая социальная систематизация со своей внутренней иерархией подчинения.
В условиях мощного информационного бума ни один самый гениальный человек не сможет обладать всей полной информацией, а значит он должен стать узким функционером. Чтобы добиться этого, европейцу придется сломать свои традиции, свою независимость. Восточный человек изначально готов к этому. Любое азиатское общество можно рассматривать как форму социального компьютера с массой человеческих ячеек. Отсюда следует вывод, что если соединить азиатское общество с современной технологией, то оно быстро оставит Запад далеко позади. А если сюда добавить религиозный фанатизм, склонность к самопожертвованию вплоть до самоликвидации во имя достижения общих целей, то понятно какая чаша весов перевесит . Однако любой компьютер работает лишь в рамках выстроенной человеческим умом логике и не может создать что либо принципиально новое. На это способен лишь диалектический разум. Поэтому все новейшие технологии находятся на Западе, а их реализация на Востоке.
Хочется отметить, что Восток не един. Там живут народы, являющиеся носителями азиатской первокультуры такие как персы, индийцы, китайцы, тибетцы и другие. С другой стороны есть народы уже вторично воспринявшие эту древнюю культуру. Ими стали степняки, пришедшие в Азию после рождества Христова. У народов, носителей вторичной культуры азиатская психология и традиции принимают несколько шаржированный характер. Они как бы демонстрируют внешнюю сторону Востока, являясь в чем-то маргиналами от Азии, кочевниками Дикого поля....
Обратимся к общественным отношениям. Критерием оценки личности на Востоке являются не ум и талант, а родственные связи. Если вы ведете себя независимо, то азиат в первую очередь выяснит - имеете ли вы право так поступать. Любой ваш поступок как личности должен быть поддержан каким- либо вышестоящим покровителем, иначе вы проиграете, ведь против вас будут тогда все.
Когда вы смотрите на азиатских детей, то поражаетесь их взрослости: у них суждения маленьких мужичков. Это связано с тем, что личность на Востоке формируется гораздо раньше, ведь ей не нужно никакого собственного жизненного опыта. Важно лишь принять на веру опыт старших. Азиаты, получающие образование в европейских вузах, могут достичь небывалых успехов в различных науках. Тогда их жесткая треугольная матрица поведения и мышления приобретает форму многоугольника. Европейская культура выводит азиатскую личность в другую плоскость. Люди, познавшие и азиатскую, и европейскую культуру, на порядок глубже как азиатов, так и европейцев.
Вообще азиатские народы очень талантливы, многие из них прирожденно обладают абсолютным слухом, мощными вокальными данными, могут рисовать и лепить. Велики их способности в математике...
Мне было интересно понять, в чем претензии узбеков к русским. Оказалось не за коммунизм и разрушение мечетей, а за слом традиционного уклада жизни: баев побили и с женщин чадру сняли. "Как после этого жить, кому подчиняться?"- говорил один аксакал. Он не мог осмыслить, как русские подняли руку на собственного Царя, представителя Бога на Земле и перебили всю свою политическую, экономическую элиту? Для него немыслимо, чтобы бывший погонщик скота управлял городом или заведовал библиотекой. Он заметил, что любая элита формируется столетиями и недопустимо дворняжку скрещивать с алабаем, порода погибнет.
Анатолий Черкасов представил небольшое эссе о российской духовности:
"Развитие перворусичей шло тем же путем, что и становление французов, англичан, немцев. Ничто не предвещало катаклизмов. Вот возникает государство Киевская Русь и сразу славянское язычество становится тормозом для нового этапа исторического развития. Как и для других народов перед славянами встает задача перейти к монотеизму: один князь на земле, один Бог на небе. Владимир Креститель выбрал православие, породнился с Византией. Мог ли он знать каким ужасом и кошмаром обернется для будущей нации этот его опрометчивый поступок.
Европа выбрала католицизм. Так мы оказались на другом берегу. Две ветви христианства несли в себе совершенно различное содержание. Католицизм вышел из Западной Римской империи до основания разрушенной варварами и потому лишенный тоталитарных традиций и рабской психологии.
Византийское православие наоборот служило консервантом для Восточно-Римской деспотии. Именно в нем воплотилось тоталитарное мышление, подобострастие перед властьпредержащими. Православие унаследовало традиции византийства. На Руси православие начиналось с крови. Владимир Креститель грубой силой загонял подданных в новую веру, не щадя ни мусульман, ни иудеев. Приобщая Русь к христианству, он показывал себя деспотом. Князь Владимир убил своего духовного наставника, грека-первосвященника только за то, что тот попытался приостановить религиозное насилие. Вскоре миролюбивые священники греки были заменены полуграмотными местными кадрами. Они отличались сговорчивостью и раболепием. Именно эти черты были заложены в фундамент создающейся русской церкви. Идеи нравственности и гуманизма были отброшены за ненадобностью. Все как один стали рабами божьими. А хотел ли Бог стать рабовладельцем, его согласия не спросили. Бог напротив дал людям нравственные законы для борьбы с рабством, холопством и эксплуатацией. Кстати Моисей 40 лет водил богом избранный народ по пустыне, чтобы вымерли носители идеологии холопства и родились свободные соплеменники.
Русь приняла атрибутику православия, его психологию, но отторгла глубокую и серьезную культуру. Тем самым она сожгла мосты для эволюции восточного христианства в цивилизованную демократическую веру.
В борьбе с татаро-монгольским игом православие стало объединяющей силой, но уже в царствование Ивана Грозного все эти живые ростки были вырваны с корнем. Царь не стыдился зверских расправ над священниками, заменяя нравственность государственностью, религиозные идеи - идеалами великодержавности. Безумец считал, что чем больше подданные страдают на земле, тем легче попадут в рай. Этим прикрывался садизм палачей. Жестокость Ивана IV побуждала истинно верующих бежать в медвежьи углы, в скиты. Поневоле это приводило к дроблению христианских общин и появлению множества сект, совершенно не связанных между собой.
В фундамент русской веры внес мину замедленного действия патриарх Никон. Раскол, порожденный его реформациями, окончательно лишил православную церковь роли духовного объединителя нации.
В Европе в это время протекала религиозно-демократическая революция. Лютеране, кальвинисты расчищали почву для становления капитализма. Они формировали свободную деловую личность. А на Руси полыхал раскол, церковь занималась самоедством. Оппозиция ушла в тупиковое старообрядчество, не дав миру позитивизма.
Немалую лепту в деформацию православия внес Петр I. Именно Петр ввел институт доносительства, когда священники обязывались докладывать в тайную канцелярию все то, о чем говорилось на святых исповедях.
Задача любой религии - сохранять и передавать духовное наследие потомкам. Православие также хранило традиции, но оно вбивало в русские головы мысль об исключительности пути исторического развития северной державы. Отсюда берут свое начало бредни славянофилов и народников с их мокроступами и хожанками. На унавоженной этими идеями почве легко проросли семена социальных утопий в форме большевизма.
Трагическая развязка наступила в 1917г. Русские срывали с себя кресты и неистово разрушали храмы. Над ними возвышалась фигурка плюгавого человечка в кепке, который похихикивал в ладошку, призывая грабить и убивать во имя светлого будущего. Само развитие русского православия породило такой результат, вызвало к жизни невиданное отчуждение веры. Народ богоносец признал за мессию антихриста, который до сих пор лежит в центре страны, а фото Сталина размещал как икону на лобовых стеклах автомобилей, мол спаси и сохрани.
Сегодня кремлевские правители пытаются вернуть нам православную веру, так как их классовая коммунистическая потерпела полное фиаско. С экранов ЦТ священники призывают к смирению, предлагают подставить то левую, то правую щеку, но никто не хочет провести суд над ленинизмом и сталинизмом. Без истинного покаяния Господь к нам не повернется..."
Андрей Панихин выступил со своим прогнозом относительно развития западного общества " Эпоха мертвой точки":
" Век ХХ - время стремительного развития и преобладания западной индустриальной цивилизации. Однако любая экспансия не может быть вечной. Она неизбежно истощает силы общества и ведет к его разрушению или коренному преобразованию.
Сегодня эти процессы уже заметны в наиболее развитых капиталистических государствах. Меняется даже сам тип человека, преобладающего там. Если ранее в бурно развивающихся странах господствовали люди, исповедующие идеалы жизненной свободы и активного действия, пусть и не всегда вписывающегося в общепринятые рамки, то сейчас пришло время среднего класса, т.е. преобладания зауряд-обывателя. Этим конечно сняты многие зоны напряженности в социуме, но одновременно уничтожена и возможность стремительного развития.
Страны Запада формируют в массе весьма убогого человека, причем отнюдь не того осатанелого индивидуалиста, который и создал то сегодняшнюю их цивилизацию, а занудного коллективиста, гораздо более послушного влиянию окружения, чем самый бравый строитель коммунизма.
Программирование идет достаточно забавно. Средства массовой информации формируют такие внешние аспекты жизни, как моды, вкусы, рацион питания, развлечения, через которые в конечном итоге жестко определяют основные ценностные ориентации. Культивируется глупость, как особая культура. Причем это оболванивание потребляется с удовольствием. Безудержно восхваляются такие ценности как комфорт, безопасность, консервативно-ортодоксальные взгляды. Сконструированное обывательское большинство свято верит в сугубо коммунистический лозунг, что жизнь - это только часть работы, инстинктивно выступает против любой возможной перемены, способной угрожать их капиталовложениям и сложившемуся образу жизни.
Главное устремление этих людей - судорожное накопление материальных благ и желание избежать любых осложнений. Хорошо ориентируясь в области физических и материальных благ, они приходят в полное замешательство, сталкиваясь с абстрактно- философскими идеалами, не понимая, как и почему этот бред может увлекать других людей. Эмоции их обычно приглушены, как бы окутаны слоями ваты, чтобы смягчить любое резкое столкновение с действительностью.
Постоянно заботясь о возможности сорвать жирный куш, они, в тоже время даже ради него не хотят чрезмерно рисковать, чем принципиально отличаются от отцов-основателей капитализма, отчаянных игроков с судьбой, бросавших на кон свою жизнь и состояние в надежде сорвать весь банк. Крайняя осторожность, готовность пойти на любой компромисс, беспринципность во всем, кроме своих, убого понимаемых личных интересов. Все это уже играло злые шутки с Западом и в 1917г, когда было позволено жить и развиваться ублюдочному мутанту российского социализма и в 20-30гг, когда военную промышленность СССР и его армию создавали германские генералы и, особенно, после войны, когда весь смертоубийственный арсенал социализма рождался за счет уворованных западных секретов и купленной из подполы технологии.
Сейчас аналогичный процесс идет на Ближнем Востоке. Если раньше эти опасности устраняла сильная Европа, то сегодня дело обстоит иначе. Резко возросло давление обывательской массы на свои государства, началась деградация самой западной элиты, которая все решает с помощью количественного анализа, рассчитанного на компьютере.
Традиционные цели предпринимательской цивилизации постепенно умирают. Недавно скончалась последняя глобальная цель, серьезно влиявшая на ее развитие - противостояние социализму. Коммунизм, как воинствующая идеология, помер сам. Но в тоже время сумел смертельно заразить своего противника. Сегодня коммунизм как строй как социальная организация стремительно развивается на Западе. Государственный аппарат, полиция, армия, общественные организации, крупные фирмы построены на коммунистических принципах.
Уже не экономика, а личность, субъект начинают играть решающую роль в регулировании общества. Формируется строй, основанный в значительной степени на самоуправлении. Практически все участвуют в управлении обществом, т.е. воплощается в жизнь принцип корпоративного государства, с которым так долго носились коммунисты и фашисты. Но согласовывать интересы многочисленных общественных групп и личностей можно лишь в рамках относительно стабильной структуры.
Таким образом принцип стабильности выходит на первый план. И во имя его поддержания общество вынуждено будет уничтожать все элементы, потенциально угрожающие стабильности, т.е. наиболее активные и интеллектуально-творческие силы. Накопленного потенциала хватит еще на то, чтобы окружить себя мощной стеной, предохраняющей от любой внешней экспансии. Однако конечным результатом этого процесса станет новая империя, мучительно разлагающаяся заживо, желанная падаль для других хищников.
Очередной экскурс в свои тюремные мытарства написал диссидент 70-х годов Владислав Бебко "Не забуду мать родную" :
" Уголовники - это дети, но взрослые, сильные. Дети извращенные, изуверские. Дети, подражающие взрослым. Взрослого дети понимают так , что ему позволено ругаться нехорошими словами, устраивать драки, напиваться до одури, устраивать дебоши, скандалы, иметь и тратить деньги и многое другое тому подобное. Все это запрещается детям взрослыми.
Свое детство все уголовники провели именно в такой атмосфере таких взрослых, которые в свою очередь, самым беспощадным образом подавляли в своих детях всякие проявления взрослости в вышеуказанном понимании. Тогда взрослость проявлялась по детски наивно. Дети же учатся всему подражая взрослым. Они делали то, что видели перед собой у своих родителей и, конечно же, не понимали, за что их бьют. Одно они поняли отчетливо: все за что их бьют и что им запрещается -это взрослая жизнь.
И вот они стали взрослыми по возрасту, а значит можно делать то, что они видели перед собой и что им строжайшим образом запрещали, когда они были детьми по возрасту. Они повзрослели, но ничуть не поднялись выше того детского понимания взрослости. Отсюда проистекают все преступления и извращения, а российские тюрьмы и концлагеря предоставляют им все возможности для реализации низменных инстинктов.
Здесь в лагере урки почувствовали наконец, что такое свобода, как хорошо быть свободным, взрослым. Здесь взрослого дитятю никто не накажет за то, что он ударил кубиком по голове Ванюшу, что отнял игрушку у маленького Вовика. Здесь он Ваван. Бей, кто слабее, отбери передачу у соседа, ведь тебе нужнее. Ты сильный, поэтому всегда прав.
На зоне не существует ни законов, ни порядка. Охранники почти не вмешиваются в жизнь лагеря. Все порядки здесь установлены уголовной традицией, оставшейся от старых времен и передающейся из года в год, от века к веку. Тут господствуют бандитские моральные нормы и представления. На все стороны жизни установлены определенно-однозначные понятия в соответствии с которыми надо поступать именно так, и никак иначе в любой жизненной ситуации. Всякое иное произвольное толкование, поступки, отличающиеся от господствующей бандитской морали, пресекаются, подавляются самым беспощадным, изуверским образом.
Большинство заключенных, попадая в лагерь, не испытывают особых моральных затруднений в связи с тем, что их личная мораль не противоречит зоновской. Моральные нормы большинства складывались в обществе бандитов на свободе. Здесь все тоже, только в более концентрированном виде.
Все свободное общество сплошь состоит из бандитов, но они более разобщены рассредоточены по большой территории , более изолированы друг от друга. Зона - это не сосредоточение каких-то отдельных отрицательных сторон здорового большого общества, а сконцентрированный совершенно произвольный кусок самого социума. Нет того в зоне, что отсутствует в самом обществе и наоборот. Не надо судей, преступлений, следствий, кодексов, приговоров. Собери случайных рядовых россиян с улицы в кучу, огороди забором, понизь их социально-материальный статус, то есть уровняй их во всех отношениях с официально осужденными преступниками и получится концлагерь с тем же воровским законом и бандитскими нравами. Хочешь познать суть России, изучи ее зону.
Уголовники говорят так: сидишь не за то, что украл, а за то что попался. Все кошмары лагеря не от правовых ограничений, не от начальников-охранников, хотя и это имеет значение, а от моральных установок людей, находящихся там, а значит от особенностей национального характера россиян. Власть охранников над заключенными ничто по сравнению с властью уголовной традиции и бандитских уставов. Лица, призванные охранять законность и порядок защищают лишь беспорядок и преступность.
Концлагерь
Зона делится на две половины: жилая и промышленная. Все заключенные разделены на отряды, в которых 100-150 человек. Отряд делится на бригады, в каждой около 30 человек. Каждому отряду отведен барак, который плотно забит двухэтажными кроватями, между которыми узкие проходы. Во главе отряда стоит начальник отряда, у которого отдельный кабинет. Он от администрации. Над каждым отрядом ставится старший дневальный или, как называют уголовники, завхоз или кнут. Это из числа осужденных и утверждается администрацией.
Завхоз за мелкие поблажки выполняет обязанности надсмотрщика- надзирателя над остальными заключенными. Практически вся жизнь лагерников проходит под контролем завхоза. Каждый уголовник с радостью, рвением, совершенно добровольно готов выполнять функции надзирателя над другими. Это общая нравственная норма в среде зеков, причем чем с большим рвением и беспощадностью подавляешь себе подобных, тем большим уважением пользуешься у подавляемых.
Критерием уголовного преступника для меня никогда не являлся приговор Российского суда. Бандитами становятся, если не от рождения, то , во всяком случае, с детства или с подросткового возраста. Такой человек ради своей свободы начинает отнимать чужую. Мне, порой, кажется, что почти все общество состоит из бандитов, многие из которых просто не успели себя реализовать в мерзостях.
Те кто сидят, и те, кто охраняют - точно такие же бандиты с единой моралью. Одни попались, а другие еще нет, например, судье, защищенному корпоративностью труднее сесть, чем слесарю. Можно взять любого человека из толпы и всегда подобрать для него несколько статей УК. Можно много лет совершать самые ужасные преступления, а попасться на самом мелком. Один всю жизнь ворует вагонами, а другой за бутылку водки получит пять лет лагеря. В стране, где судья и подсудимый равноценные бандиты, система наказания бессмысленна.
В уголовной среде существует строгая иерархия. Все заключенные делятся на три основные группы: 1. воры -пацаны-парни; 2. мужики; 3. пинчи- петухи- педерасты. Вторая группа самая многочисленная. Первая самая привилегированная Третья - низшая. Принадлежность к той или иной группе определяется физическими данными, наличием знакомых(земляков), уровнем информированности о воровских понятиях и т.д.
Каждая группа обладает определенными правами и обязанностями. Контроль за соблюдением бандитских порядков осуществляется общественным мнением толпы. Это мнение выражается с помощью изощренных ругательств, угроз, домогательств, пыток, истязаний, террора и прочего. Весь порядок устанавливается преступниками с ведома и поощрения охраны лагеря, хотя уголовный порядок совершенно противоречит любым человеческим нормам, УК и другим официальным установкам.
Так, например, с ведома и согласия администрации на зонах существуют бригады, отряды пинчей то есть изнасилованных, которые выполняют самую грязную и непрестижную работу - ассенизаторов... Они подвергаются особым издевательствам со стороны других заключенных. Многих насилуют и принуждают к мужеложству в пищеприемнике, для них установлены специальные места , для них предназначена специальная посуда как для неприкасаемых. Это противоречит как внутреннему, так и официальному порядку.
Заключенным строжайше запрещено хранить деньги и ценности. За не соблюдение этого предусмотрены различного рода кары. На самом деле уголовники получают деньги от своих родственников и прочих лиц различными незаконными способами, в частности через гражданских работников зоны, через охранников всех рангов. Во время свиданий купюры засовываются в задний проход. В дальнейшем уголовники за эти деньги покупают по спекулятивным ценам у охранников чай и водку. Если охранники при шмоне обнаруживают деньги, то владельца подвергают карам, но последний может дать взятку тому же охраннику из необнаруженной заначки и освободиться от наказания до следующего раза.
У кого есть большие деньги, могут купить себе и химию, и досрочное освобождение. Деньги, как правило, есть у наиболее отъявленных преступников. Последние как наиболее авторитетные в уголовной среде назначаются на различные должности: завхоз, бригадир, зав. столовой, в школу, санитаром в больницу, пожарником, нарядчиком, библиотекарем, вахтером, уборщиком в комнату свиданий. Все эти должности используются, в первую очередь, для личного обогащения за счет остальных и для более удобного существования и быстрейшего освобождения. Общественной ценности все эти должности практически не имеют, а существуют лишь как компенсация за услуги оказываемые охранникам по надзору за заключенными.
Все уголовники, подавляя и терроризируя других, находят в этом самостоятельную ценность. Нравственная норма уголовного мира - подавляй себе подобных, ближнего, живи и обогащайся за счет всех и каждого в отдельности. Поставь вместо охранника на вышку преступника, и он также, если не с большим рвением нажмет на курок автомата, когда от него потребует того долг. Итак охранники служат бандитам, а бандиты охранникам и платят друг другу за услуги. Колесо беззакония катится. "
В альманахе была напечатана моя статья "Испытание тьмой", где я доказывал, что необходимо провести люстрацию всех чекистов, их секретных агентов и представителей партийно-хозяйственной номенклатуры. Новое общество можно строить лишь новыми руками. Если это не сделать, то убогие реформы закончатся тем, что мы получим все тоже всевластие бюрократии при полном отсутствии каких бы то ни было социальных гарантий для населения. Придется распрощаться с бесплатной медициной, образованием... Марксистско -ленинскую идеологию заменит православие.