К 35-летию со дня смерти Андрея Сахарова
Война и мысль
Казалось бы: теперешняя война, её свинцовые мерзости не должны давать ни о чём думать - кроме..
А у меня перевернулась оптика - всё более актуальными становятся давно забытые биографии некоторых великих. А именно: знаменитых попаданцев, призывников последних трёх тысячелетий. Вроде Сократа, Декарта et cetera, et cetera. Оказавшихся не в то время (глухое, проваленное, жуткое) не в том месте (резни, зверств, крови, оптовых смертей). Ну - примерно, как сейчас. Как всегда.
Нет, не их научные достижения, а именно - их биографии. Их классические «обстоятельства места, времени и действия» - действия в двух параллельных реальностях, в самые пиковые моменты. Кажется, мне известно - какая из двух для них была реальней. Как минимум - важней.
Декарт, многолетний везунчик, участник, ветеран походов - во время долгих, кровавых боёв Тридцатилетней войны, угробившей чуть ли не пол-Европы, размышляющий о смысле самопознания, условных рефлексах, способах поженить алгебру с геометрией, изобретающий систему координат..
Неприхотливый призывник Сократ, тяжёлая пехота, выносливый, кряжистый гоплит, прущий иногда по льду чуть ли не босиком. Порой «бездумно» застывающий - обдумывающий при этом понятия, положения, основы, продвинувшие философию на некий новый уровень. Разделившие её на досократовский и послесократовский период, породившие новые философские школы..
Таких судеб, таких примеров - мыслительных подвигов великих (и не очень) учёных во время кровавых боёв, «торжеств и бед народных» - не счесть.
Если кто ожидает здесь, в заключительном пассаже, дифирамб - ну, хотя бы этим двоим, Сократу и Декарту, воинам-гениям, не оставляющим умственных стараний во время резни - тот ошибается.
Ожидать здесь можно только осколки, отголоски моего глубокого когнитивного диссонанса, связанного с сегодняшней военной жутью и мутью в Украине.
Ибо я не знаю: на чьей стороне они тогда были. На праведной? Или неправедной? И была ли она вообще, как таковая. Сейчас таковая есть, я твёрдо знаю.
И почему вдруг (вернее, сильно не вдруг) перестаёт взывать невинная кровь - «за давностью лет»? Даже - и особенно! - пролитая гениями.
Я понятия не имею - как выглядели бы в энциклопедиях биографии Декарта и Сократа, и иже с ними - существуй инстаграм шестьсот - две с половиной тысячи лет назад.
Я не знаю: сколько невинной крови на их учёных руках.
Никаких выводов.
Это было невнятное - о мыслителях, резавших людей вручную.
Это мы ещё не говорили о Сахарове.