У Марины Собе-Панек наткнулся на цитату из научных штудий - и внезапно один пазл сложился!
Человек-левша, я часто задумывался: а почему это в мире правшей все смычковые и щипковые музинструменты рассчитаны на левую руку?, как основную?.
Теперь, вдруг, дошло!
Это так потому, что правое полушарие, управляющее левой рукой, отвечает за творческую-эмоциональную - "художественую", "артистическую" - состаляющую психики в гораздо большей мере, чем левое. И в нижеприведённом научном пассаже причинно-следственную связь надо просто взять - и повернуть на 180 градусов! Цитирую (
https://www.facebook.com/marina.sobepanek/posts/1376176102521866): "В частности, было обнаружено, что у скрипачей и виолончелистов область коры, отвечающая за пальцы левой руки, которыми они зажимают струны, в два раза больше, чем в мозге немузыканта.". Так. Ага.
Ну, - «в два», не «в два» - не важно. Не в том фишка. В другом.
Не потому правое полушарие развито больше, что они левую руку усердно тренируют (думаю, можно проверить на теннисистах - идеальный эксперимент - и убедиться в обратном). Совсем , думается, не потому. Ну, или - в малой степени.
Думаю, всё с точностью до наоборот. Подопытные, являются известными скрипачами и виолончелистами - как раз в силу того, что "творческое" правое полушарие развито у них от рождения особым образом! И превалирует - и определяет способности!
Именно поэтому, наверное, ещё древние первоизготовители музыкальных струнных и смычковых (статистически - закоренелые правши) вынужденны были изготавливать их с рассчётом на левую руку, как на основную! «Методом тыка», тыскыть, прийдя к нужной позиции.
Ибо все остальные, будничные, нормальные инструменты и принадлежности - обычные, неартистические, как доктор прописал, по жизни - заточены под нормальную правую руку.
Ну а Пол Маккартни, два угодья в нём, левша по жизни - вдруг, сдуру взял, да и перестроил свою бас-гитару на скучную правую стороную. Примерно - как сказочному Скороходу цепляли к ноге ядро. Чтобы за горизонт не убежал.
......................................................................
Комментарии в фейсбуке:
https://www.facebook.com/marina.sobepanek/posts/1376176102521866 Марина Собе-Панек Профессиональные навыки не могут быть врожденными. При рождении ни у кого никакое полушарие не превалирует.
Демьян Фаншель Но врождённые способности - реальная вещь. Они хранятся не на виртуальном "облаке" - тем более не на религиозном, а имеют вполне материальный, органный адрес. Ну и потом - какой вредитель рискнёт делать томограммы и секции христианским младенцам. А если и умерших новорожденных кто исследовал, так - без знаний об их возможном дальнейшем развитии. Да и много ли полушарий умерших новорожденных было обследовано - именно в этом направлении, на превалирование в связи с артистическими способностями. Да и много ли великих музыкантов, умерших в младенчестве были идентифицированны как таковые и исследованы. В плане врождённости и таланта - и врождённого превалирования того или иного полушария - на мой дилетантский розум, нет возможности настоящего исследования. Тем более функционального.
Марина Собе-Панек Демьян Фаншель Даже не знаю, что сказать:)) Вы одним махом перечеркнули результаты сотен и тысяч разных исследований:)
Демьян Фаншель Марина Собе-Панек Никак нет, упаси боже!)) Параллельные прямые могут не сходиться - или сходиться - и то, и другое подтверждают "тысячи разных исследований". Базовые элементы имеют корпускулярную форму. Или не кропускулярную, - волновую. Или корпускулярно-волновую. И то, и другое, и третье подтверждалось серьёзными людьми. И - никакого когнитивного диссонанса. Наоборот - всё это научное сумасшествие и разнообразие складывается в син-фонию (раз уж о музыке, (хоть и не сфер) - и противостоит жнтропии. :) Наверное, тут я случайно присоединился к чьему-то стотысячепрвому недоисследованному мнению (не может же быть - чтобы не было заединщиков). Но врождённые способности - имеют место быть. И органный их адрес - не только в мышцах.:)
Марина Собе-Панек Демьян Фаншель Я не буду спорить.
Демьян Фаншель Марина Собе-Панек Да я ту, по случаю урагана в Кёльне, хересом маюсь, и нетрезвую чушь несу в массы. "Простите меня, дуру грешную!".)
Демьян Фаншель P,S. Правда у Ролдугина между двумя полушариями имеется третье, - заначка.))
Марина Собе-Панек Демьян Фаншель Подумаешь, три полушария. Говорят, еще есть мозг в желудке и мозг в кишечнике. Про разумный спинной мозг тоже читала.
Демьян Фаншель Марина Собе-Панек И метром ниже - тоже. "Матка помнит":
https://meduza.io/.../detskiy-ombudsmen-anna-kuznetsova...
Управление
meduza.io
Детский омбудсмен Анна Кузнецова верит в…
Марина Собе-Панек Демьян Фаншель Ну, у матки все ж ки память девичья. С памятью воды не сравнить.
............................................................................
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10213793784505324&id=1428200371 лина старостина Вполне себе версия, но думаю, что занятия левой рукой неизбежно развивают правое полушарие, круг замкнулся)
Демьян Фаншель Развивают - да, конечно. Но 99 дальше дворового квадрата ля-минор, ре-минор - и т.д.- сколько не учи - не пойдут. А сто первый - уже с четырёх лет пьески сочиняет и исполняет. Ибо у него - врождённое.
лина старостина Демьян Фаншель С генами не поспоришь, это и стоматологи знают)))
Vasyl Sidey мысль интересная, но... как давний гитарист-любитель, смею утверждать, что основная рука в игре на струнных грифовых инструментах - та, которой цепляют струны или которой держат смычок... управление звуком - оттуда, от более развитой руки... а рука на грифе - лишь вспомогательная... :)
Демьян Фаншель О! Тем более это подтверждает мою мысль. О том, что не тренировки и развитие левой руки у великих скрипачей/гитаристов определяет превалирование нейронных образований в правом полушарии (бо развиваются, как вы говорите - обе руки). А - врождённое "уродство". :) Талант правополушарный.
Nancy Ciardella makes sense
Ирина Андреева Да, интересно. Но тоже как гитарист и, несмотря на то, что женского пола, совсем неплохой, утверждаю, что с правой рукой всё не так просто, а даже и посложнее будет.
Демьян Фаншель Как раз об этом с Vasyl Sidey выше в комментах говорили!
Irene Souschek а как же пианисты, у которых все десять пальцев бегают, как оголтелые
Демьян Фаншель ВОТ! Если проверить пианистов (а пианистов надо проверять!, - а вдруг шпион, или пятая колонна?) - если проверить пианистов- и у них тоже нейронные образования правого полушария доминируют, - то тут-то мы и в дамках! А британские учёные лысенки - неправы. Не от особого тренинга левой руки у пиан(он)иста левое полушарие мощнее, а - от бога. От врождённого, проще говоря, дара.
Демьян Фаншель P.S. Написал "пиан(он)ист" - вспомнив ваш давешний пост.))
Anna Kotousov Демьян Фаншель тем не менее, доказано, что даже не великие пианисты, а просто дети, которых рано за клавиши сажают, быстрее осваивают математику. Развитие мелкой моторики рулит.
Надо сказать, что большинство учёных тоже не логикой, а прозрениями творят. То есть логика конечно помогает, абстрактное мышление никто не отменял. Но когда за учеными наблюдаешь (а я делаю это на регулярной основе, в силу семейного устройства), то видишь, вот он просто пашет; думает и считает. А вот оно, озарение, ручки потирает, глаз горит, в холодильнике шарит не поймёт сам чего... короче драйв пошёл. Как у меня, когда красивое разрешение в тонику сделала и барабаны точно в кадр улеглись. Мы устроены по-разному, но творческий процесс очень похоже происходит.
Демьян Фаншель Anna Kotousov Яволь. Кроме задатков, "во всём нужна сноровка, закалка, тренировкак.". Всё должно работать на развитие - и 10% гениальности, и классические 90% жопы.:)
Sophia Danielle Slonim Скажите это Хендриксу!
Демьян Фаншель Я уже Маккартни сказал (см. в посте). :) К тому же Хендрикс и за спиной держа гитару играл - вообще непонятно как это в мозгу отображается. :)
Sophia Danielle Slonim Мне кажется, там другой механизм. Левша и так вынужден хорошо правой управляться.
Демьян Фаншель Sophia Danielle Slonim Никак нет. Это как левша ответственно заявляю. Ну да, - писал до школы левой, переучили на правую. Пишу обеими руками. Но на Западе, где проводились исследования, левшей в школах не переучивают. Ну, ещё препарировать полости и пр. (из-за жёсткой привязки конструкции кресло-бормашина) приходилось, держа наконечник в правой. Но эндодонтия и хирургия - левой. Но это - особый случай. А левше-виолончелисту на западе нет нужды "хорошо правой управляться". (Правда у Ролдугина между двумя полушариями имеется третье, - заначка.))
Sophia Danielle Slonim Я тоже левша. Так или иначе, даже замок на двери часто расположен так, что надо правой действовать. Ножницы, фотоаппараты, все такое...
Демьян Фаншель Sophia Danielle Slonim А я вот дверь всегда открываю левой - протягивая ключи наискосок, - легко. Ножницы - тоже одной левой.) А фотик-мыльница - делов-то - щёлкнуть пальцем.)
Sophia Danielle Slonim Демьян Фаншель, у меня не мыльница). Ножницы любой, лобзик левой, топор - правой... а вот играть ни на чем не могу, нет координации.
Sophia Danielle Slonim Нет координации потому, что на обычной гитаре училась.
Демьян Фаншель Sophia Danielle Slonim Но ТОПОР - ПРАВОЙ?! Мне, левше, 10 лет на Севере топившему печку дровами, даже представить трудно..)
Sophia Danielle Slonim Демьян Фаншель, папа научил. Лет в 10-11.
Демьян Фаншель Левшу правой рукой управляться с топором, если не в шутку, научить невозможно. Значит - есть задатки амбидекстера.
Sophia Danielle Slonim Демьян Фаншель, может и есть. После школы я по-любому амбидекстр.
Faina Bursuk Демьян Фаншель Примите в компанию- я, вероятно, вообще клинический случай, родители оба левши, дочка тоже, пишу двумя руками, рисую левой, мяч бросаю, бью- левой, маникюрные ножницы- без проблем обе руки, вяжу правой, телефон только к правому уху, ложка- в левой, два прибора- взаимозаменяемы, выходит таки да, амбидекстр...
Faina Bursuk Да, вот ещё- в школе была знаменита тем, что могла писать под диктовку обеими руками одновременно...
Демьян Фаншель Faina Bursuk У левшей ещё "обратное письмо" - в обратную сторону - облегчено. ПРочитал об этом когда-то в журнале "Наука и жизнь" попробовал - и тутже получилось! Легко, с первой подачи.
Sophia Danielle Slonim Демьян Фаншель, да. Я так в школе писала, что можно было только в зеркале читать. Все ругались, а учителю физики нравилось.
Erik Kaipiainen Я левша. Переучили в школе писать правой, как курица! Но рисую всю жизнь левой! Это не осилили! Ну и и творчество не задавили, совки позорные!
Демьян Фаншель Меня, переучивая в школе, учительница била по руке линейкой. Почти весь первый класс (писать и читать умел с 4-х лет). Ко второму классу - переучила.)
Erik Kaipiainen Нее, у нас был север! Никакого насилия, только убеждение! Не помню уже! Может не станешь человеком! Или пионером!😁
Гулнара Султанова Ни один музыкант не нуждается в подобном " исследовании"...
для меня это чистая тюлька для количества исписанных страниц
Известно ли количество скрипачей и виолончелистов с проверенным мозгом ? любой оркестр воспримет это как прекрасную шутку - и будет шутить не один год по поводу левой руки концертмейстера, его мозгов и его родни ...
Демьян Фаншель Надо смотреть оригинал научной статьи или диссера. Вполне могли провести что-нибудь этакое (имею в виду функциональные испытания и прижизненные томограммы, а не гисто-цитологические срезы)). Найти десяток профессиональных исполнителей второго ряда, желающих пару часов подработать плюс контрольную нруппу - эка невидаль. Мир и не узнает имён героев исполнительского мастерства - и на что они пошли ради науки.:)
Равиль Фазлыев В фильме "Гаттака" (1997) - есть ответ на этот вопрос. Какой рукой держишь писю, такая часть мозга и отвечает.)))
Демьян Фаншель Завидкю тем, кто - двумя..:)
Равиль Фазлыев Ну это только легендарный Геракл делал,когда Авгиевы конюшни очищал.
Yevgen Kagan Дима, читай достижения последних лет (и десятилетий) в генетики (в частности, в эпигенетике) и в частности, - по мозгу. (твоя пани ...Панек, видимо, читала.
Демьян Фаншель Ну, популярные статьи - читал. Года три-четыре назад эпигенетика стала модным словом. Науку в оригинале уже давно не читаю.НО. Эпигенетика в популярных изложениях трактуется - как достоевский русский человек - очень широко. "Я бы сузил.".:) Чуть ли не до лысенковского "воспитания" ржи в пшеницу.)) В научной практике термин - суше, конкретней и не так всеобъемлющ. И ещё одно - второе - НО. НО № 2. Все эпигенитические изменения относятся, в основном, пусть и не всегда большой, но - к группе. И, в принципе - как классический эксперимент - обладают характеристикой повторимости - в пределах этой группы. Ярко выраженный музыкальный дар - о котором упоминалось в посте Марины Собе-Панек - явление ярко и чётко индивидуальное. Не групповое. Не повторяющееся в группе в ходе эксперимента, под действием неких факторов. Если и передаётся по наследству, то явно - по типу классической генетической передачи, а не групповой эпигенетической. Хоть ты стотысячпитсот раз метилируй нейроны дивизии солдат, а всё равно - как был один гениальный скрипач на стотысячпитсот - так и останется. Потому что - классика - гены. А не эпигенетика.)
Илья Антиповский про левшей-правшей стереотипы это - я, на указательном левой руки фалангу потеряв, на гитаре "под пола маккартни" за полгода переучился. я, впрочем, может амбидекстр, хотя ни на чем другом не замечал.
Vasyl Sidey амбидекстр 100%... Тони Айомми (Black Sabbath) после похожей травмы правой руки (а он левша и гриф держит в правой) пытался переучиться "под правшу", но безуспешно... потом сделал из пластика две насадки на фаланги и уже полвека в топ-гитаристах...
Илья Антиповский это известная история, да. он еще и строй опустил, чтобы помягче было. у джанго рейнхарда левая (он правша) рука искалеченной была - безымянный и мизинец не работали. джерри гарсия (тоже правша) попроще было - у него на правой руке от среднего пальца окурок остался.
Агата Брайнин Не соглашусь с выводом Канделя относительно развития полушарий скрипачей и им подобных музыкантов.
При игре смычком пальцы не просто держат смычок, они должны двигаться тоже, только эти движения малозаметны для человеческого глаза. Например, указательный палец должен нажимать на трость смычка с определенным усилием, тогда будет очень красивый звук, при этом все остальные пальцы должны быть абсолютно легки, но цепки. И нажимает он не всегда, а в зависимости от направления движения смычка. При определенном штрихе, например стаккато, происходит одновременная работа указательного пальца и кисти руки. Я не стану перечислять здесь все варианты штриховых возможностей смычка и что при этом делают пальцы правой руки, но левшам учиться играть на скрипке сложнее, хотя казалось бы их левая развита лучше, чем у правшей, но проблема именно из-за неразвитой правой. Так что, мне кажется, что выводы ученого ошибочны, а разная развитость полушарий у музыкантов струнно-смычковой группы зависит от чего-то другого
Демьян Фаншель О! Вот! Вот поэтому меня этот пассаж - о том, что у скрипачей, виолончелистов и пр. соответствующие нейронные образования правой доли - В ДВА раза больше - ИЗ-ЗА ТРЕНИРОВКИ - очень смутил. Правую руку ведь - вот уже который профессионал свидетельствует - тренируют - будь здоров ещё как! Т.е., если исследования медиков верны, остаётся предположить, что причинно-следственную связ в выводах надо бы развернуть на 180 градусов. В смысле - наоборот: эти люди становятся профессиональными скрипачами потому, что у них от природы - дар. От природы некоторые области "творческого" правого полушария ("в два" - не в два. Цифра и размах немного смущает)) - определённые области "творческого" правого полушария врождённо превалируют. Тренировка только помогает развить заложенное (но не решает).