Колись я купив "Листи темних людей", довго вагаючись. Власне, лиш тому, що вони були із серії "Вершини світового письменства", яку ще мій батько збирав і я намагаюся продовжувати. І тому що це західноєвропейська середньовічна література, яку я дуже люблю і неодноразова намагався нею займатися, поки що без особливих результатів. Однак я не люблю антихристиянські тексти. Утім, коли почав читати, то мені здалося, що нічого страшного там немає - просто висміювання середньовічних католицьких порядків. І от недавно натрапив на російську стилізацію, зроблену з нагоди виходу книги Митрофанова. До речі, схожі "наукові монографії" із теології виходять і у нас. Власне, проти Митрофанова нічого не маю, його книги я не читав, може там і несправедлива критика, але написано прикольно:
ПИСЬМА ЦЕРКОВНЫХ ЛЮДЕЙ
(перевод с поросячей латыни и примечания Г.А. Осеньева)
Письмо 1
Кандидат богословия П.К. Худоцветов Его Преподобию иерею Илие Коршунову, со присовокуплением всех прочих титулов, подобающих его священному сану, желает здравствовать
Отче святый, да будет Вам ведомо, что пребываю я по-прежнему в Московских духовных школах, где имею надежду под руководством доктора нашего Алексея Ивановича Петрова соделаться истинным патрологом и в некотором роде историком догматов. Весьма скорблю я, видя, как известные всем нечестивцы и тайные жидовины Эльбин, Павлик и Аполлонов прилюдно хулят Митрофана Андреева, мужа младого летами, но уже превзошедшего все богословские науки. Эльбин уговорил каких-то прохвостов, называющих себя Седовым и Весниным (весьма странные псевдонимы для духовных лиц!), состряпать гнусный пасквиль на многоученый труд оного Андреева, имеющий надписание "Церковное право и его"*. Пасквиль свой они нарекли "рецензией". Говорю - "они", но достойно вероятия, что Седов и Веснин - один и тот же человек, и не кто иной, как диакон Владимир Павлик. Не могли бы Вы, честный отче, разузнать получше об этом? Потом еще Аполлонов, который много лет упражнялся в языческом пустословии и ничего не смыслит в нашей церковной науке, написал другую "рецензию" на тот же труд. И выходит по ихним рецензиям, что ученейшее творение Андреева яйца выеденного не стоит. Посему не малым утешением было для меня узнать от Вас, что у Андреева готова новая книга, именуемая "Защита Митрофана Андреева против заказных"**, и что книга сия имеет свыше 250 страниц текста и вся исполнена тончайших доводов. Но говорят, что "Защита" издана будет в некоем тайном месте и тиражом зело скромным, дабы не попала она в руки богохульника Эльбина и его товарищей, помянутых выше. Не откажите же, Ваше преподобие, прислать мне экземпляр оной "Защиты", как только выйдет она в свет. А что Эльбин есть богохульник, видно из многих его изречений. Ибо он сказал, что Московская Духовная Академия - матерь всепагубных глупствований, каковые, там порожденные, приумножились в различных семинариях. И поносил заслуженных профессоров наших за все ихние дела. И еще сказал он, что паламизм вовсе не принят Церковью. Впрочем о еретических и богохульных словесах Эльбина отпишу Вам подробнее в особом письме, если сподобит меня Господь. Прошу, отче, Ваших святых молитв. Писано в обители преподобного Сергия.
* Название, как это обычно у "церковных людей", оборвано в самом неподходящем месте. Полное заглавие "труда" М. Андреева: "Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья".
** Полное заглавие книги: "Защита Митрофана Андреева против заказных и преступных рецензий Седова, Веснина и Аполлонова".
автор:
henry_osenyev Я вже давно не вважаю, що критика різних внутрішньоцерковних приколів може чимось зашкодити Церкві у справжньому сенсі слова. Швидше навіть навпаки.