ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА?
(Самоопределение в семи главах с эпиграфом и эпилогом)
Эпиграф
Кинокритик - человек, способный пойти на все. Даже на заведомо плохой фильм
Глава первая.
КРИТИКА
Критика - искусство скепсиса.
В критике важно не столько мнение, сколько сомнение.
Критика - это разбор произведения, а не разборка с его создателем.
Критическое противодействие - ответ на противоэстетическое действие.
Недовольство критикой обратно пропорционально самокритичности автора.
Критика - кислота, уничтожающая в кино все, кроме искусства.
Критика так же относится к искусству, как искусство к действительности.
Когда искусство опьяняет, критика отрезвляет.
Мир так несовершенен, что в нем всегда найдется место для критики.
Глава вторая.
КРИТИКИ
Критик - червь сомнения.
Критик критику - критик.
Когда кинокритик разбирает фильм, фильм разбирает кинокритика.
Если фильм не разбирает кинокритика, кинокритик разбирает его по косточкам.
Кинокритики отделяют зерна от плевел, киноведы сортируют зерна.
Кинокритик для фильма - как проявитель для кинопленки: оба превращают скрытое в явное.
Если критик стоит на одной точке зрения, он мало чего стоит.
Чем ближе кинокритик к одной стороне фильма, тем дальше от другой.
Самый развязный язык - у беззубого критика.
Чем меньше критик знает, тем меньше понимает; чем больше знает - тем больше не понимает.
Сколько критика ни прикармливай - все равно укусит.
Глава третья.
КРИТИКИ И КРИТИКУЕМЫЕ
Художник интуитивен - критик дискурсивен.
Художник токует - критик толкует.
Что у автора в подтексте, то у критика в тексте.
Если из ста рецензий одна неодобрительна, автор жалуется, что его шедевр все одобрили, а критики растоптали.
Кинорежиссеры снимают картины, критики вставляют их в рамки.
Критика не обязана быть конструктивной, но может быть конструктивно использована критикуемым.
Киноритик с кинорежиссером скорее сопьются, чем споются.
Глава четвертая.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ КРИТИКАМ
Не стоит показывать режиссеру сразу язык и зубы - вдруг придется стиснуть челюсти?
Не стоит набирать в рот воды в плохие времена и плеваться ею в хорошие.
Не стоит бить лежачего - пусть фильм сперва поставят.
Не так важно уметь отбирать фильмы, как важно уметь отбирать их у других отборщиков.
Если статуя ничего вам не говорит, это не значит, что она плоха.
Если говорит - срочно обратитесь к врачу.
Глава пятая
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РЕЖИССЕРАМ
Вместо замедленной съемки можно воспользоваться горячими финскими актерами.
Чтобы выиграть спор у критиков, их следует просто перебить.
Монтаж фильма лучше всего поручить начальнику отдела кадров.
Глава шестая.
КИНОКРИТИКИ И ЗРИТЕЛИ
Киноритики ценят новенькое, зрители - старенькое.
Что у зрителя на уме, то у кинокритика на языке.
Если кино будет сниматься для кинокритиков, кинематограф прогорит через год. Если для зрителей - через десять лет.
Глава седьмая.
ФИЛЬМЫ
Число пустых мест в зале тем больше, чем больше пустых мест в фильме.
Если с фильма никто не ушел, это не значит, что он хорош. Может быть, никто и не пришел.
Некоторые фильмы не могут сойти с экрана лишь потому, что слишком слабы.
Фильмы бывают бессмертные, живые, полуживые, полумертвые и мертвые. Мертвые - те, которые не смотрит уже никто. Полумертвые - те, которые не смотрит уже никто, кроме киноархивистов. Полуживые - те, которые можно посмотреть только на ретроспективах архивного кино. Живые - те, которые можно посмотреть в публичном доступе. Бессмертные - те, которые нельзя не посмотреть.
Эпилог
Кто не критикует, тот не сомневается.
Кто не сомневается, тот не мыслит.
Кто не мыслит, тот не существует.