Книги-2017

Jan 13, 2018 23:08

В прошедшем году я ставила себе цель прочитать 50 книг, чуть-чуть не дотянула, получилось только 48. Среди них и всякая фигня, но и несколько очень хороших.

Лучшие книги года - всем рекомендую

Элизабет Страут «Пребудь со мной». Автор - открытие года, хотя прекрасную "Оливию Киттеридж" я прочитала еще в 2016, но по-настоящему прониклась книгами Страут только под конец 2017-го. "Пребудь со мной" - история про молодого священника, глубоко религиозного и искренне верующего человека, который после смерти жены переживает острый кризис веры. Казалось бы, я совсем не целевая аудитория. Но эта книга - не только про потерю веры, она про потери вообще, и написана так честно, психологически достоверно и в то же время с такой теплотой, что зацепила очень сильно.

Энн Тайлер «Уроки дыхания». Как всегда у этого автора, история о самых обычных людях - супружеской паре, женатой 28 лет, которая едет на похороны мужа их подруги, по дороге туда и обратно встречая разных людей. Попутно рассказывается об их браке, детях и т.д. Вот вроде бы всё совсем просто, но очень правдиво и душевно, не побоюсь этого слова. Понравилась пока больше всего прочитанного у Тайлер.

Майкл Каннингем «Дикий лебедь и другие сказки». Старые добрые сказки на новый недобрый лад. Никогда не задумывались, как жил дальше тот брат, у которого осталось одно лебединое крыло? Зачем колдунья построила пряничный домик, и кстати, как он выдерживает дождь и снег? И настолько ли прекрасен окажется принц, почему-то ставший чудовищем? А вот задумайтесь, задумайтесь. Поскольку это Каннингем, сразу скажу, что на «жили долго и счастливо» в этих сказках лучше особо не надеяться. Но поскольку это Каннингем, он может переписать телефонную книгу - и лично я буду в восторге. И отдельно - от иллюстраций Юко Симидзу, разлитых по страницам сладким бердслеевским ядом, и блестящего перевода Дмитрия Карельского.

Мой личный сорт героина

Ю Несбе «Жажда». Харре Холе вернулся!!! Теперь он (спойлер!) женат и не пьет, что его не украшает, но любовь зла. В остальном же это 146-процентный высокооктановый Несбе. Кровища, маньяки, извращенцы всех мастей, семейные проблемы, тайны прошлого, немного коррупции. Местами было ощущение, что автор после долгого перерыва решил вывалить на читателя всё лучшее сразу и несколько нагнетает. С другой стороны, вспоминая предыдущие подвиги Харри Холе, здесь прямо-таки суровый реализм. Но главное - там открытый финал! Харри Холе прощается, но не уходит!



Джоан Дежан «Как Париж стал Парижем». Нудноватый нон-фикшен про то, что весь современный, извините за выражение, урбанизм изобрели в Париже в 17-ом веке. Здесь придумали: тротуары, общественный транспорт, городскую почту, уличное освещение (в Венеции начали освещать улицы лет на 150 раньше, но кого это волнует), магазины современного типа, городские парки, и вообще Париж - родина слонов. Особенно забавны постоянные шпильки автора в адрес Лондона: а вот в Лондоне этого не было еще сто лет! а вот Лондонский мост был совсем не такой удобный! а вот в Ковент-Гарден никто не гулял! В целом чтение небесполезное, но есть книги про Париж и получше.

Элена Ферранте «Неаполитанский квартет» («Моя гениальная подруга»,«The Story of a New Name», «Those Who Leave and Those Who Stay», «The Story of the Lost Child»). Серия о жизни двух подруг из бедного неаполитанского квартала, в котором нет никакой южной живописности, а только пыль, мухи и бесконечный круговорот насилия. Мужчины дерутся из-за того, что кто-то на кого-то не так посмотрел, подошел к чужой девушке, не вернул долг, да и просто по пьяни; женщины вцепляются друг другу в волосы и кидаются тяжелыми предметами из окон; отцы семейств лупят жен и детей; дети вырастают и дают сдачи; даже школьный конкурс на решение задачек становится поводом для драки. И вот в такой обстановке растут застенчивая зубрила Лену и ее «гениальная подруга», резкая и дерзкая Лила. Их дружба спаяна вечным соперничеством - сначала из-за того, кто лучшая ученица в классе, потом - у кого раньше выросла грудь, появился парень, кто, в конце концов, сможет вырваться из квартала и зажить другой, настоящей жизнью. В первой книге героини еще девочки, со своим детским восприятием мира, детскими мечтами, желаниями и страхами. Потом они вырастают, обзаводятся мужьями, детьми, любовниками, работами, Италию потряхивают политические пертурбации, медленно, но верно просачиваются идеи феминизма. Читать было местами интересно, местами (про классовую борьбу) скучновато, местами персонажи бесили так, что хотелось их немедленно уебать. Но главное достоинство этих книг в том, что все герои - абсолютно живые. И когда тебя кто-то раздражает, ты понимаешь, что раздражает именно вот эта Лила, Лену, Нино, Паскуале, Стефано и т.д., а не автор, который двигает по доске картонные фигурки.

С.Э. Хинтон «Изгои». Культовая книга, которую американцы проходят в школах, и которую экранизировал Фрэнсис Форд Коппола (и конечно, фильм смотрели все, кроме меня). Легко ли быть молодым на злых улицах в Оклахоме 1960-х? Парни из бедных районов мажут волосы бриолином, носят с собой ножи и регулярно попадают в тюрьму. Парни из богатых районов ездят на «мустангах», накачиваются пивом и сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть. Рано или поздно очередная драка закончится плохо для тех и других. Сьюзен Хинтон было 15 лет, когда она написала эту книжку, и это чувствуется: непременно упоминается точный цвет глаз и волос каждого героя, в перерывах между драками малолетние преступники любуются закатами и читают «Унесенных ветром», а в любой непонятной ситуации рыдают и обнимаются. Наивная, кривоватая, местами смешная на взрослый взгляд книжка, но именно это и составляет ее обаяние.

Джон Коу «Номер 11». Сатирический роман о классовом неравенстве в современной Британии. Среди персонажей есть одноногая чернокожая лесбиянка на пособии - и это, в общем, все, что необходимо знать про эту книжку.

Сюсаку Эндо «Молчание». Невыразимо грустная и местами очень тяжелая история португальского миссионера в Японии XVII века. О вере, предательстве, милосердии и невозможности примириться с вечным молчанием бога.

Скарлетт Томас «Наваждение Люмаса». Аспирантка филфака находит в букинистическом магазине редкую книгу писателя викторианской эпохи и узнает секрет попадания в другое измерение. За этим следует гремучая смесь из философии, теологии, квантовой физики, гомеопатии, любви, что движет солнце и светила, и гоняющихся за героиней тайных агентов. Это может взорвать мозг, может наскучить, или взбесить, или доставить массу удовольствия. Со мной произошло последнее.

Карлос Руис Сафон «Огненная роза». Наебалово года. Приквел к трилогии про кладбище забытых книг, оказавшийся рассказиком на 18 страниц. Каталонские жлобы начинают и выигрывают!

Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». Программное произведение мирового феминизма, антиутопия о мире, где женщин все-таки заставили поголовно стать босыми, беременными и на кухне. Поначалу читается с чувством самоуспокоительного недоверия, мол, это все фантазии, не может в реальности произойти ничего такого, а потом понимаешь, что может, сука, еще как может. Очень своевременная книга, как говорится.

Маргарет Этвуд «…Она же «Грейс»». История юной неграмотной горничной, которая хотела платьице и нормальную теплую кровать, а кончилось это тем, что двух человек зарубили топором, одного повесили, а сама она до конца жизни просидела в тюрьме, будучи то ли виновной, то ли нет. Быть женщиной было тяжело во все времена, но тут хоть можно утешиться тем, что дело было 200 лет назад, а сейчас хотя бы водопровод есть.

Робин Слоун «Круглосуточный книжный мистера Пенумбры». Юный хипстер, в жизни не державший в руках бумажной книги, попадает в загадочную книжную лавку и узнает, кто такой был Альд Мануций, после чего его жизнь уже никогда не будет прежней. Все герои (кроме владельца книжного, конечно), работают в Гугле, киноиндустрии, или, на худой конец, веб-дизайнерами в стартапах, не расстаются с лэптопами, живут в квартирах с белыми стенами и пьют кофе из бумажных стаканчиков - в общем, как будто не книгу читаешь, а смотришь инстаграм-ленту парулетней давности.

Робин Слоун «Аякс Пенубра. 1969». Необязательный сиквел к предыдущей книге. Чуть больше 18 страниц, но все равно такая же фигня, как у Сафона.

Курт Ауст «Судный день», «Второй после Бога». Суровые, как удобства во дворе в 30-градусный мороз, детективы из жизни средневековой Дании (или Швеции?). Вторично и очень скучно.

Ян МакГвайр «Последний кит в северных водах». Брутальная и энергичная книга, этакий Джек Лондон на спидах. Китобойное судно с экипажем из ублюдков и подонков, судовой врач с опиумной зависимостью, кораблекрушение, айсберги, эскимосы, ром, плеть и содомия. Очень много вони, телесных жидкостей, подробные описания охоты на китов и морских котиков. Читать только людям с крепким желудком.

Юлия Яковлева «Вдруг охотник выбегает», «Укрощение красного коня». Детективы, действие которых происходит в 1930-е, еще до начала большого террора, но его наступление уже висит в воздухе. Партийные чистки, коммуналки, карточки на продукты, вот это всё. Во второй книжке появляется тема раскулачивания и голода, и это уже по-настоящему страшно. Антураж на четверку (в тексте попадаются анахронизмы, которые режут глаз: "фотки", "добро пожаловать в мой клуб" - это кто в 1930-м так говорил, и куда смотрел редактор?). Детективная линия в первой книжке на тройку, но читается вполне бодро. Во второй детектив совсем отступает перед картиной эпохи, читается сложнее, но в целом неплохо.

Селеста Инг «Все, чего я не сказала». Все дисфункциональные семьи несчастливы по-своему. В этой папа всю жизнь страдал, что он азиат в белой Америке 50-70-х, мама - что она женщина в патриархальной Америке 50-70-х, поэтому они организовали своим детям неврозов и комплексов столько, что их хватило бы на пару клиник нервных болезней, а когда опомнились, одна дочка уже погибла (это не спойлер, книга с этого начинается). Детей жалко, а родителей хочется уебать.

Ричард Форд «Спортивный журналист», «День независимости». Великие американские романы(тм) про чувака по имени Фрэнк, который должен символизировать среднего американца. В первой книге он работает спортивным журналистом, летит с подругой в Детройт, чтобы взять интервью у одного бывшего игрока в американский футбол, потом едет к семье подруги на пасху, ссорится с ней, едет в Нью-Йорк, встречает новую тетку. Во второй книге он уже риэлтор и на День независимости везет сына от развалившегося брака по музеям спортивной славы. Это весь сюжет, сопровождаемый бесконечным внутренним монологом героя о жизни, женщинах, спорте, Америке, недвижимости, и т.д., и т.п. То, что герой мудак, становится понятно на пятой странице первой книги, на десятой его уже хочется уебать, а страниц впереди еще 800, и больше 1000 - во второй (а всего книг в цикле четыре, но с меня хватит). Жанр этих произведений очень точно определили в одном из отзывов на Goodreads: dicklit, что я бы перевела как «поц-литература». Зачем я это прочитала, не знаю. Повелась на волшебные слова «Пулитцеровкая премия», наверное.

Джош Бейзел «Бей в точку», «Дикая тварь». Отборная трэшачина про бывшего наемного убийцу, а ныне медицинского работника. Почему я прочитала две штуки? Да потому, что по ошибке начала со второй книжки, и хотелось узнать, какую же Личную Драму(тм) герой пережил в первой. Узнала. Его возлюбленную сожрали акулы в резервуаре, куда ее бросила русская мафия!!! Но перед этим герой успел сделать ей куннилингус. И это действительно было в книжке!

Лиана Мориарти «Верные, безумные, виновные». Как всегда у этой писательницы, дело происходит в благополучном (разумеется, только с виду) мире австралийского среднего класса. Мужья и жены, токсичные родители и их дети с психологическими травмами во всю взрослую жизнь, проблемы на работе, ЭКО и тайны прошлого. На сей раз всех участников связывает вечеринка с барбекю, на которой что-то СЛУЧИЛОСЬ. Когда выясняется, ЧТО же это было, честно говоря, масштаб трагедии несколько не соответствует напряжению, нагнетаемому 500 страниц, или это я к тому времени уже утомилась. Для разгрузки мозга книжка сойдет.

Лиана Мориарти «Последний шанс». Дебютная книга Мориарти и покамест самая слабая из прочитанного. Совершенно неправдоподобная история, высосанная из пальца «тайна», очень поверхностное описание такой серьезной темы, как послеродовая депрессия, какие-то замшелые сюжетные ходы, связанные с тикающими биологическими часами. В общем, дальше Мориарти стала писать только лучше, хотя предыдущая книга, последняя на сегодняшний день, вызывает беспокойство, что ее заело.

Э.О. Чировици «Книга зеркал». Детектив из американской жизни, написанный иностранцем (в данном случае румыном), явно каждые две страницы сверявшегося с картой Нью-Йорка. Этим он напоминает «Правду о деле Гарри Квеберта». Но, хотя Америка здесь из кинофильмов, сама книжка бойкая, интрига хорошо закручена, все ружья стреляют вовремя. Я ожидала немного более сложной загадки, но на один раз чтение вполне годное.

Артуро Перес-Реверте «Танго старой гвардии». Совершеннейший палп-фикшен, но вполне симпатичный. Все любимые ингредиенты дона Артуро: главный герой - «мошенник, но настоящий кабальеро», роковая мухера, страсть, пронесенная сквозь годы, страны и смену политических режимов. Также присутствуют советские шахматисты.

Артуро Перес-Реверте «Добрые люди». Исторический роман про то, как в XVIII веке два члена Испанской Королевской Академии едут во Францию, чтобы привезти оттуда на родину Энциклопедию Дидро и Д’Аламбера, а всякие мракобесы им мешают. На этот раз без страстей, все больше о судьбах Испании, но читается вполне увлекательно.

Colm Tóibín «Brooklyn». Юная ирландка, не имея никаких перспектив на родине, едет в Америку, устраивается работать продавщицей, учится на бухгалтерских курсах, встречает хорошего парня из итальянской семьи, а потом возвращается домой на похороны сестры - и оказывается, что в депрессивном ирландском регионе тоже есть работа и хороший парень. Что же теперь делать? Не быть такой аффцой, хочется сказать героине и стукнуть ее чем-то тяжелым по голове. Редкий случай, когда фильм получился лучше книги.

Стивен Кинг «Оно». Книга многократно лучше фильма. Страшно, аж жуть!

Тургрим Эгген «Декоратор». Что получится, если скандинавский детектив(тм) скрестить со скандинавским дизайном(тм). Четыре пятых книжки занимают описания мебели, обоев и паркета, но под конец все-таки случается кровь, кишки, распидорасило. И то, и другое успело с начала 2000-х выйти из моды, поэтому, несмотря на все старания автора, не впечатляет.

К. Дж. Сэнсом «Камни вместо сердец», «Плач». Детективы из серии про горбатого юриста Мэтью Шардлейка, расследующего убийства во времена Генриха VIII. Котрреформация и интриги при королевском дворе прилагаются. Чтиво добротное, ляпов нет (автор - профессиональный историк), любителям жанра рекомендую.

Аркадий Ипполитов «Образы Италии XXI. Только Венеция». Объемистый нон-фикшен про Венецию с огромным количеством фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, рассуждений, исторических анекдотов, внезапных параллелей, авторского эмоционального опыта, воспоминаний, т.д., и т.п., и далее везде, от которого меня укачало, а вся информация так перепуталась в голове, что сопоставить ее с реальной Венецией (насколько Венеция вообще реальна) совсем не получилось.

André Aciman «Call Me by Your Name». Что бывает, когда молодость, красота, Италия, музыка и тексты античных авторов случаются в жизни одновременно, а больше такой момент не повторяется никогда. Написанная до чрезмерности изысканным языком, местами очень тонкая, местами грубо физиологичная, к финалу невероятно грустная, книга хороша в той же степени, что и фильм, но по-своему.

Агата Кристи «Скрюченный домишко». Классический детектив старушки Агаты, по какому-то недоразумению пропущенный мной в том возрасте, когда их обычно читают. Теплое ламповое чтение, вполне увлекательное, несмотря на то, что я уже посмотрела фильм и знала, что убийца - садовник.

Элизабет Страут «Эми и Исабель». Мать-одиночка и ее дочь-подросток в маленьком городке в 1970-е, их одиночество, разочарования, неумение выразить любовь и заботу и медленный путь к близости и взаимопониманию. Про книги Страут трудно писать, потому что все истории у нее очень простые и, что называется, жизненные, но она - один из тех редких писателей, который умеет очень точно и правильно, но без всякого пафоса говорить о самом важном.

Жоэль Диккер «Книга Балтиморов». Новая книга от автора «Правды о деле Гарри Квеберта». И если там увлекательный сюжет еще как-то компенсировал картонный язык и плоских персонажей, то теперь Диккер замахнулся на жанр семейной саги, и вышло очень слабо, на уровне дешевого мыла. Не надо больше так.

Ноа Хоули «Перед падением». Триллер от шоураннера сериалов «Фарго» и Unusuals (низабудунипращу!). На частном самолете с Мартас Виньярдс в Нью-Йорк вылетают медиа-магнат с женой, двумя детьми и охранником-израильтянином, финансист с Уолл-стрит с женой, случайно оказавшийся в этой компании бедный художник, плюс экипаж: два пилота и стюардесса. Через 16 минут самолет падает в море, выживают только художник и четырехлетний сын медиа-магната, дальше раскручивается история о том, что (или кто) было причиной катастрофы. Попутно обличаются медиа, в которых нетрудно узнать одиозный телеканал Fox. То, что автор - сценарист, очень чувствуется: характеры, может, неглубокие, но четко очерченные, сюжет закручен туго. Но заканчивается это все таким пшиком, что становится жалко потраченного на книжку времени.

Кеннет Славенски «Дж. Д. Сэлинджер. Идя через рожь». Биография Сэлинджера, написанная тру фанатом, который долгие годы был автором и админом сайта «Мертвые Колфилды». К его чести, надо сказать, что пошлый подзаголовок книги добавлен русскими издателями, в оригинале она называется просто «Дж. Д. Сэлинджер. Жизнь». Конечно, биография абсолютно апологетическая, Сэлинджер - самый человечный человек и средоточие всех достоинств, для чего автору иногда приходится подтасовывать факты, впрочем, он сам искренне верит в этот образ любимого писателя.

Дэвид Шилдс, Шейн Салерно «Сэлинджер». После елея предыдущей книжки захотелось более объективного взгляда. Эта биография была написана как основа документального фильма, по форме она представляет собой сборник цитат от более 200 человек, как если бы они говорили перед камерой, а также выдержек из писем, мемуаров и т.д. Эти авторы не умолчали ни о чем - ни о тяжелом характере Сэлинджера, ни о его пристрастии к совсем юным девушкам, ни о мудацком поведении с ними, ни даже о его интимном физическом недостатке. Так что у них образ писателя вышел довольно неприятный, хотя, конечно, тоже достаточно тенденциозный, просто в другую сторону, нежели у Славенски. Тем, для кого личность автора накладывается отношение к его произведениям, лучше не читать.

Алексей Гедеонов «Случайному гостю». Волшебная рождественская сказка о том, как мальчик и его бабушка в старинном городе покупают продукты, готовят праздничное угощение, устраивают полные взаимной любви и нежности пикировки и встречают гостей - как из нашего мира, так и из потустороннего, видимого только людям, наделенным особым Даром. Очень зимнее, уютное и теплое чтение.

Жан де Кар. «Вена. Роман с городом». Удивительный феномен - автор-француз, который не считает Париж центром вселенной, а предпочитает ему Вену. Наверное, французского гражданства его уже лишили )). Книжка об истории города, но довольно поверхностная, скорее сборник занимательных историй из разных веков, от турецкой осады до середины 2000-х.

книжки, итоги года

Previous post
Up