Ну что ж, не прошло еще и двух недель 2016-го года, а я все-таки закончила подводить свои книжные итоги-2015. Делюсь вот теперь с вами )).
Лучшие книги года - всем рекомендую
Петр Вайль «Гений места». Сборник эссе о разных городах, показанных через «гениев места» - писателей, художников, одного композитора, одного архитектора и одного Чарли Чаплина. Великолепный стиль и язык. Читать всем, непременно, и не по одному разу. Правда, наблюдается побочный эффект - сразу хочется везде побывать, даже в Нюрнберге.
Хилари Мантел «Вулфхолл» (перечитала), «Внесите тела». Дилогия про Томаса Кромвеля, Реформацию, Анну Болейн и всех-всех-всех. Третий том вроде как тоже уже написан. Великолепная, хотя и несколько тяжеловесная работа. Но эта основательность раздумчивых описаний хорошо соответствует характеру главного героя и духу эпохи. Впрочем, вторая книжка поживее. Мантелл прекрасно передает психологию людей средневековья, это крайне редко встречается, обычно герои исторических романов думают и чувствуют, как современники автора. Здесь же нет, они совершенно из другого мира, с другими ценностями и моралью. Единственный современный человек - Кромвель, и это сделано сознательно, читатель смотрит на все происходящее его глазами.
Энтони Дорр «Весь невидимый нам свет». Полусказочный, но местами очень даже реалистичный роман про войну, любовь, радио, Бретань и поиски заколдованного бриллианта. Судьбы слепой французской девочки, которая провела детство в Музее естественной истории, и немецкого мальчика, втянутого нацистским молохом в мясорубку, пересекаются в осажденном Сен-Мало в последние дни Второй Мировой. Пара моментов могут покоробить русского читателя, но в целом книга очень хорошая.
Джованнино Гуарески «Малый мир. Дон Камилло». Гуарески - всенародно любимый итальянский классик, в России, к сожалению, почти неизвестный. Его «малый мир» - это послевоенная деревня где-то на севере Италии и два ее самых заметных (в прямом и переносном смысле) жителя - священник дон Камилло и мэр-коммунист Пеппоне. Эти двое постоянно спорят, соперничают и даже дерутся, но у них на самом деле гораздо больше общего, чем им хочется признать. Это простые честные люди, выросшие на такой же простой и честной земле, и неважно, выступают они под распятием или под красным знаменем, они никогда не изменяют своей совести. Прекрасный язык, добрый юмор и вечные истины, поданные под видом незамысловатых деревенских баек - замечательная и очень теплая книжка.
Harper Lee «To Kill a Mockingbird». Первый раз читала давно, в детстве, в этом году перечитала по-английски. Оказалось, книжка еще лучше, чем мне запомнилось. И расизм - даже не главная в ней тема, хотя очень важная. Главное здесь - это бесконечные каникулярные дни, приключения, которые начинаются прямо за порогом, Очень Важные Тайны, лучший в мире папа и ненавязчивое, но от того еще более эффективное воспитание собственным примером, которое не помешало бы и многим взрослым.
Иен Макьюэн «Сластёна». Казалось бы, мой любимый Макьюэн на темы, в которых он собаку съел - любовь, секс, шпионаж и литература. Но чтение шло с ужасным скрипом, вплоть до очень эффектной, надо отдать должное, концовки, которая несколько искупила потраченное до этого время. Возможно, проблема романа в том, что голос главной героини, от лица которой идет повествование, звучит несколько фальшиво.
Орхан Памук «Снег». Невероятно занудная и очень плохо - что очевидно даже при незнании языка оригинала - переведенная история о том, как европеизированный турецкий интеллигент оказался в заснеженных ебенях, и что из этого вышло (ничего хорошего). Продиралась сквозь текст мучительно и со спичками в глазах.
Тимур Вермеш «Он снова здесь». Умная и злая сатира немецкого автора про то, что случится, если Гитлер - натуральный Гитлер, с усами и в форме - вдруг окажется в нашем времени. Чтение полезное, по пессимистичное.
Пьер Леметр «До свидания там, наверху». Своеобразный французский привет «На Западном фронте без перемен», роман про события Первой Мировой войны, но в основном - сразу после, вплоть до конца 1920-х. Коррупция, ложь, мошенничества с «мертвыми душами» убитых на войне. Сильная вещь.
Пьер Леметр «Тщательная работа», «Алекс», «Жертвоприношения». От того же автора - серия триллеров про комиссара по фамилии Верховен. Как будто этого мало, он еще и карлик. Кровища рекой, сексуальные извращения и отрезанные части тела в ассортименте. Забористо (особенно вторая книжка), но как детектив довольно слабенько. Рекомендовать никому не решусь.
Андреа Камиллери «Форма воды», «Собака из терракоты», «Похититель школьных завтраков», «Голос скрипки». Четыре первые книжки из бесконечной серии про комиссара Монтальбано. К сожалению, остальные на русский не переводились. Писала про них
здесь.
Ася Казанцева «Кто бы мог подумать? Как мозг заставляет нас делать глупости». Умный русский нон-фикшен про то, как работает наш мозг. Зависимости, влюбленность, гормоны, стрессовые ситуации. Очень увлекательно, легко и хорошо написано.
Эллендея Проффер -Тисли «Бродский среди нас». Маленькая книжка мемуаров основательницы издательства «Ардис» о знакомстве и годах дружбы с Бродским. Именно Эллендея и ее тогдашний муж Карл Проффер помогли Бродскому выехать из СССР, на некоторое время приютили его у себя и первыми начали издавать его стихи на Западе. Их дружба длилась много лет. Книга написана честно, без розовых соплей, рассказано и о тяжелом характере Бродского, и о его не самом красивом порой поведении. Но при этом все равно видно хорошее отношение Эллендеи к нему как к человеку и восхищение как поэтом. Интересен также взгляд со стороны на советскую действительность. Книжка очень понравилась, жаль только, что короткая.
Донна Леон «Выстрел в лицо», «Мера отчаяния», «Друзья в верхах». Очередные три детектива из бесконечной серии про комиссара венецианской полиции Гвидо Брунетти. Начиналось когда-то хорошо, но сейчас Леон исписалась и гонит строкаж, так что читать стоит только хардкорным любителям Венеции и крабов в мягком панцире. Но даже при этой любви жену комиссарио с каждой книжкой все сильнее хочется уебать тупым тяжелым предметом.
Тициано Скарпа «Венеция - это рыба». Анти-путеводитель коренного венецианца по родному городу. Скарпа поступает, как каждый второй местный, которого наивный турист просит показать дорогу: берет тебя за руку, неведомыми переулками приводит на незнакомое кампо, потом показывает рукой - дестра, дестра, пой синистра э дритто-дритто - и исчезает. А ты остаешься со своей бесполезной картой и окончательно замороченной головой среди всей этой вечно увядающей красоты, не имея ни малейшего понятия, где находишься, и Гранд Канал видно в просвет между домами, но попасть к нему невозможно, потому что кругом вода и обманчивые отражения. Для того, чтобы ориентироваться в городе, эта книжка совершенно не подходит, но чтобы заблудиться и пропасть навсегда - самое то.
Питер Акройд «Венеция. Прекрасный город». Подзаголовок «Прекрасный город» добавлен российским издателем, а в оригинале книга называется «Venice: Pure City» («Город чистой воды», извините за невольный каламбур). Так-то Акройд от Венеции не в восторге, как и вообще от всего в этом мире. Ну правда, он всегда пишет так, как будто у него в процессе живот болит. Зато он ОЧЕНЬ информативный, поэтому книга - отличный способ не полюбить Венецию, но побольше узнать о ее истории и традициях.
Андрей Бильжо «Моя Венеция». А вот Бильжо Венецию очень любит и радостно делится этой любовью с читателем. А также адресами тратторий, джелатерий и рюмочных, веселыми байками, рассказами из венецианского быта и вообще удовольствием от жизни. Буду непременно не раз перечитывать холодными зимними вечерами.
Ю Несбе «Кровь на снегу», «И прольется кровь». И снова не про Харри Холе, ну что ты будешь делать. В остальном - классический Несбе с блэкджеком и шлюхами, в роли которых на сей раз выступают недалекий наемный киллер и чувак, случайно укравший у мафии сумку с героином. Фанатам - маст рид, остальные могут пропустить.
Ник Хорнби «Смешная девчонка». Лондон, 60-е, становление телевидения таким, как мы его знаем, первые ситкомы. Симпатичная героиня - провинциальная красавица, которая хочет быть не красивой, а смешной, и ролевой моделью выбирает королеву комедии Люсиль Болл из легендарного сериала «Я люблю Люси». По-настоящему feel-good книжка, производит на организм такое же действие, как хорошая британская комедия.
Йен Макьюэн «Солнечная». История про ученого-физика - лауреата Нобелевской премии, чьи лучшие годы и в профессиональном, и в личном плане остались далеко позади - и его проблемы с женщинами, коллегами, лишним весом, совестью, солнечной энергией и глобальным потеплением. Макьюэн, мастер по созданию отталкивающих персонажей, на сей раз превзошел самого себя. Главный герой романа Майкл Биэрд, толстый неряшливый коротышка, паразитирующий на своем единственном открытии многолетней давности, напропалую врущий своим женщинам и причиняющий неприятности, похоже, всем окружающим его людям, просто на редкость омерзителен. Это безжалостная сатира на человечество в целом, его неуемные аппетиты, неумение отказывать себе в удовольствиях и нежелание отвечать за последствия своих действий. Книжка очень злая, приятным чтением ее точно не назовешь.
Джон Уильямс «Стоунер». Великий Американский Роман(тм) про дядьку, который жил-жил, преподавал английскую литературу, а потом взял да и умер (это не спойлер). За все это время с ним ничего не происходило, кроме английской литературы, разве что неудачный брак да нелепая университетская интрига. За стенами кампуса тем временем шли Первая Мировая война, Великая Депрессия, Вторая Мировая война. Но главный герой их не особо заметил - у него была английская литература. Хорошая, но бесконечно депрессивная книга.
Мюриэль Барбери «Элегантность ежика». Своеобразный пандан к «Стоунеру» - история про немолодую некрасивую тетку, которая служит консьержкой в парижском доме для богатых и больше всего на свете любит читать, своего кота и классическую философию. В том же доме живет девочка-подросток, которая любит читать, не любит свою ультра-буржуазную семью и хочет покончить с собой. Потом в квартиру, освободившуюся после смерти жильца, въезжает японец по фамилии Одзу, и все меняется. Книжка своеобразная, несколько снобская и холодно-отстраненная, но мне понравилось.
Р.Дж. Паласио «Чудо». История «особого» ребенка, мальчика с редким генетическим заболеванием, который впервые в жизни выходит из теплого кокона своей семьи в реальный мир - обычную школу. Книга для детей, отсюда ее не столько недостатки, сколько особенности - некоторая назидательность и непременный хэппи-энд, который взрослому может показаться нарочитым и приятнутым за уши. Мне и показался. Но все равно чтение очень полезное.
Роб Буйе «Все из-за мистера Террапта». Еще одна книга для среднего школьного возраста, которая учит толерантности, взаимопониманию и прочим хорошим вещам. Опять же, для взрослого местами наивно и прямолинейно, но будь у меня дети, я бы им дала почитать обязательно.
Джейн Остен «Нортенгерское аббатство». Пожалуй, самый юмористический роман Остен, я смеялась(с) всю дорогу. Теперь все ее книги прочитаны, можно начинать перечитывать заново.
Эрнест Хемингуэй «Опасное лето». Мемуар о том, как летом 1959 года Хемингуэй разъезжал по Испании, наблюдая за соперничеством матадоров Антонио Ордоньеса и Луиса Мигеля Домингина (на его месте должна была быть я!). Описано это все очень пристрастно, во-первых, потому что писать о корриде беспристрастно невозможно, а во-вторых, по Ордоньесу у Хемингуэя случился настоящий guy-crush, так что Домингину досталась незавидная роль. Книжка не самых высоких литературных достоинств, но - лето, Испания, ферии, быки, вино и прекрасные черные глаза - что еще надо для счастья?
Пола Хокинс «Девушка в поезде». Бодрый детективо-триллер с несколькими ненадежными рассказчиками. Автора сравнивают с Гиллиан Флинн, а книжку - с «Исчезнувшей», но Пола Хокинс отличается тем, что сохранила остатки симпатии к человечеству, поэтому хочется уебать не всех ее героев, а только процентов семьдесят. Детективная интрига у нее вполне крепкая, в целом - качественное развлекательное чтиво.
Джулиан Барнс «За окном». Сборник эссе моего любимого писателя о его любимых и не очень писателях. Форд Мэдокс Форд, Киплинг, Себастьян Шамфор, Хемингуэй, Мериме, Апдайк и даже Мишель Уэльбек (приятно было узнать, что Барнс его тоже терпеть не может). Как всегда у Барнса, умно, тонко и блестяще написано. Интересно даже про тех писателей, с которыми я не знакома.
Алан Брэдли «Здесь мертвецы под сводом спят», «Сэндвич с пеплом и фазаном». Продолжение серии про Флавию Де Люс, 12-летнюю фанатку химии и детектива-любительницу. Читается для разгрузки мозга, когда он устает воспринимать серьезные тексты. Первая книжка из двух скучная, а вот во второй автор наконец-то сменил место действия, отправил Флавию в закрытую школу для девочек в Канаде, и стало повеселее. К сожалению, в следующей книжке она опять вернется домой.
Умберто Эко «Нулевой номер». Роман, который Эко ни шатко, ни валко писал аж с 1994 года, и вот в 2015 он наконец вышел. Набралось за это время всего лишь 250 страниц, но этой краткостью достоинства книжки, увы, исчерпываются. Острая сатира на устройство продажных итальянских СМИ 1990-х безнадежно устарела, а очередная пародия на конспирологию выглядит вторичной уже по отношению даже не к произведениям самого Эко, а многочисленных эпигонов. Возможно, так и было задумано, но читать это скучно, а главное - не понятно, зачем.
Умберто Эко «Сказать почти то же самое». Фолиант почтенной толщины про трудности перевода. Я надеялась на увлекательное чтение в духе «Высокого искусства» Чуковского, а получила занудную научную работу с примерами на четырех языках, из которых знаю только один. Пожалуй, эта книга будет интересна только профессиональным лингвистам и филологам, для нас, простых смертных, она очень заумная.
Энди Уэйр «Марсианин». Сай-фай про выживание на Марсе с помощью изоленты и доброго слова напомнил, почему я не люблю этот жанр. Фильм смотреть было гораздо интереснее. В книжке же полно цифр, формул и научных выкладок, которые для меня как гуманитария представляют собой белый шум, а вот с характерами и развитием персонажей там как-то не очень. Не могу сказать, что книжка плоха, но это совсем не мое.
Питер Мэй «Скала», «Человек с острова Льюис». Детективы в жанре, который на сайте Goodreads называется «тартан нуар». Детектив Маклауд расследует преступления на островах Льюис и Гаррис. Суровое северное море, скалы, вереск и жестоковыйные местные жители прилагаются. Первая книга очень понравилась, не столько даже детективной интригой, она прихрамывает, сколько характерами и атмосферой. Вторая похуже. Тем не менее, жду перевода следующей книжки (это трилогия) и автора возьму на заметку.
Стивен Кинг «Мистер Мерседес», «Кто нашел, берет себе». Тоже серия, про отставного полицейского детектива, который в первой книжке ловит убийцу, оставшегося безнаказанным, когда он разыскивал его по долгу службы, а во второй - оказывается почти случайно втянутым в историю с похищенными рукописями знаменитого писателя и двумя неуравновешенными молодыми людьми. Мистики и паранормальных явлений в книгах нет, по сути, это просто триллеры. Может, Кинг и не на пике формы, но написано забористо, оторваться невозможно. Вторая книжка понравилась больше первой. В наступившем году должна выйти заключительная часть трилогии, там, судя по намекам в финале второй, будет уже и паранормальность. Почитаем.
Алисия Хименес Бартлетт «А собаку я возьму себе», «Не зови меня больше в Рим». Книжки про инспектора барселонской полиции Петру Деликадо. Почему-то издательство «Корпус» решило перевести вторую и девятую книги из серии, из-за чего читателя ожидает ряд внезапных открытий. Очень слабо все - и детективный сюжет, и язык (переводили, похоже, промтом), и характеры героев. Не тратьте время.
Борис Носик «Прогулки по Парижу с Борисом Носиком», в 2-х т. Невероятно занудная книга якобы про Париж, а на самом деле - про что делать, кто виноват, и как нам обустроить рабкрин. Вместо Парижа автор рассказывает о судьбах русской эмиграции, не интересных никому, кроме него самого, ругает Октябрьскую и Великую Французские революции, Миттерана (вообще такую личную неприязнь к нему испытывает, что прямо кушать не может), Наполеона и вообще любого, кто попадется под руку. Если вы хотите проникнуться парижским настроением и узнать что-то новое про этот прекрасный город - категорически не советую. Интересен в двух пухлых томах только десяток страниц про монпарнасскую богему, но про нее я вам лучше расскажу, честное слово.
Джон Бакстер «Лучшая на свете прогулка. Пешком по Парижу». Еще один чувачок, который решил, что раз уж он понаехал в Париж (в данном случае - из Лос-Анджелеса, а туда, в свою очередь, из Австралии), то надо немного компенсировать арендную плату гонораром за книжку. Получилась приятная безделица, которая состоит из анекдотов из жизни автора, пересказа «Праздника, который всегда с тобой» с сеансом разоблачения и советов, где поесть (непригодных). Зато парижское настроение, в отличие от Носика, таки создает.
Harper Lee «Go Set a Watchman». Продолжение «Пересмешника», которое в этом году обнаружили на чердаке у Харпер Ли и оперативно выпустили в свет. На самом деле, книга была написана раньше, но речь в ней идет о взрослой Скаут и постаревшем Аттикусе. Именно из флэшбеков о детстве героини и родился «Пересмешник». Эта книга, конечно, довольно сырая, видно, что по ней не прошлась твердая редакторская рука. Но в ней много отличных сцен и смешных моментов, хотя есть и ненужные длинноты. Многих поклонников разочаровало то, что Аттикус тут не рыцарь в сияющих доспехах, а Скаут - не принцесса и какает, но на мой взгляд, более реалистичный подход, напротив, делает характеры героев живее, глубже и объемнее.
Стивен Фрай «Дури еще хватает». Прекрасный пример того, сколько вреда приносит построчная оплата. Сказать Фраю про свою, несомненно, интересную жизнь, уже нечего, а он все пишет и пишет. Половина книжки - пересказ двух предыдущих (да, это уже третий том мемуаров, и, боюсь, не последний), вторая - тупо перенесенные в текст страницы из дневника за несколько месяцев 1993-1994 г. Основная тема - кокаиновая зависимость Фрая и бесконечное перечисление имен разного рода знаменитостей, с которыми он был знаком. Не знаю, как вам, а меня ни то, ни другое не заинтересовало. Горшочек, не вари!