После
моего широко разошедшегося текста про федеральный бюджет России на 2017 год меня попросили подробнее разъяснить, а какова структура консолидированного бюджета России. Читайте.
По источникам данных: дело в том, что, в отличие от федерального бюджета, который принимается одним законом, где можно сразу все посмотреть, консолидированный бюджет имеет смысл анализировать только по факту исполнения, поскольку он состоит из сотен разных бюджетов (бюджеты регионов, государственных внебюджетных фондов, территориальных внебюджетных фондов), и на 2017 год, насколько я понимаю, даже не все еще окончательно приняты. То есть последние точные годовые данные есть за 2015 год. Но с тех пор мало что изменилось по сути. Общую таблицу данных
можно найти на сайте Росстата здесь, однако там есть проблема - все социальные расходы (17 с лишним триллионов) зашифрованы в одну строчку "социально-культурные мероприятия", поэтому надо искать расшифровку. Ее можно найти
в сборнике Росстата "Финансы России" или напрямую в
данных Федерального казначейства (это одно и то же, так как Росстат у казначейства данные и берет, но у Росстата представление данных более простое и понятное).
Итак, вот примерная структура расходов консолидированного бюджета России - она, надо сказать, не слишком принципиально отличается от
структуры федерального бюджета:
Конечно, в консолидированном бюджете социалки побольше - тут добавлен и бюджет Пенсионного фонда, из которого идут основные пенсионные выплаты. Однако все равно расходы на силовиков остаются одной из крупнейших статей, сильно опережая расходы и на образование, и на медицину. То же можно сказать и о расходах на поддержку экономических проектов - они не должны быть такими большими, для развития экономики нужно привлекать прежде всего частные инвестиции, а не зарывать средства налогоплательщиков в субсидии госкорпорациям,
обо всем этом я говорил в предыдущем посте.
По пенсиям мы также много говорили о том, что государство сознательно недобирает доходов со своих нефтегазовых компаний, оставляя им кучу лишних денег, которые тратятся черт-знает-на-что и копятся в бессмысленных прослойках типа "Роснефтегаза", а потом тратятся на выкуп своих собственных акций вместо пенсий россиянам. Многие в российской оппозиции давно разделяют мнение о том, что
государственные нефтегазовые активы должны приносить в бюджет кратно больше средств и их нужно целевым образом направить на финансирование пенсионной системы, для того чтобы перенаправить текущие средства на другие виды расходов, а также на снятие избыточной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для мелких и средних предпринимателей.
Но вот одна важнейшая особенность консолидированного бюджета, о которой хотелось бы поговорить особо. Давайте зададимся вопросом - вот что бы мы с вами мы хотели, чтобы государство финансировало в первую очередь? По моему опыту общения с людьми, традиционно в списке пожеланий фигурирует "большая тройка" - медицина, образование, дороги. (В принципе, похожую картину
можно увидеть и по соцопросам, причем медицина везде уверенно и традиционно лидирует.)
И вот мы видим, что как раз эти расходы - образование, дороги, медицина - федеральный бюджет сбрасывает на плечи регионов:
В федеральном бюджете доля расходов на образование и медицину - всего 6%, на дороги еще 3,3%.
Проблема здесь в следующем:
- Региональные бюджеты начиная с самого кризиса 2008 года фактически борются за выживание, и на существенное наращивание расходов по этим статьям рассчитывать не приходится. Как видно из приведенных ниже графиков, в 2015 году совокупные бюджетные расходы регионов на образование и медицину были ниже, чем в предыдущие годы. То есть рассчитывать на рост расходов, сбрасывая это все на регионы, не приходится.
- Регионы по определению не могут реализовывать стратегические общенациональные программы модернизации медицины и образования. Все их средства уходят на текущее содержание медицинских и образовательных учреждений и зарплаты персоналу, не Бог весть какие, вы хорошо знаете. О развитии и повышении качества помощи тут говорить не приходится.
- Вся эта ситуация - прямое следствие того, что в России региональные бюджеты ограблены и им остается только 40% от общих поступлений в бюджеты разных уровней, а 60% уходит в центр, а должно быть 50 на 50, о чем оппозиция уже много лет говорит.
- По дорогам это вообще идиотизм - сбрасывать две трети расходов на регионы. Это значит, что в масштабах страны мы будем видеть в основном проекты развития дорог регионального и местного значения, а современной сети новых скоростных федеральных автотрасс так и не дождемся (уже говорилось о том, что в огроменной матушке-России, супердержаве вселенского масштаба, всего 5 тысяч километров современных широкополосных скоростных автотрасс).
Вот смотрите, совокупные расходы региональных бюджетов на медицину и образование в 2015 году были ниже, чем в предыдущие годы, а на дороги хоть чуть-чуть и выше, но все равно все это балансирует годами примерно на одном и том же уровне:
Вывод: федеральному бюджету нужно эти критически важные расходы не сбрасывать на регионы, а активнее финансировать именно нужные людям вещи - реализацию стратегических программ модернизации медицины, образования, развития федеральной дорожной сети (посмотрите как
Китай за 30 лет из ничего построил сеть высокоскоростных хайвеев в 123 тысячи километров). Напомню, в
структуре федерального бюджета эти расходы сегодня составляют менее 10%. А
в основном федеральные деньги тратятся на силовиков, чиновников, субсидии госкорпорациям.
Вот на примере медицины,
о сокращении расходов на которую мы уже говорили, посмотрим как это выглядит. Давайте взглянем на
данные об уровне финансирования медицины в разных странах как доли ВВП, и мы увидим, что Россия болтается где-то в конце первой сотни стран с расходами на медицину примерно в 7% от ВВП, тогда как в развитых странах с хорошей медициной эти расходы составляют 10-11% ВВП:
Если принять для расчета прогнозируемый объем ВВП на 2017 год по закону о федеральном бюджете (86,8 трлн рублей), то общее недофинансирование системы здравоохранения в России составляет 2,6-3,5 трлн рублей.
Вот это те деньги, которые нужно снимать с финансирования чиновников, силовиков, субсидий неэффективным госкорпорациям, и перенаправлять на финансирование федеральных программ модернизации медицины, а также на то, чтобы сделать систему медицинского страхования наконец работающей.
Обо всем этом мы говорили применительно к федеральному бюджету.
Глупо рассчитывать, что ключевые проблемы страны просто вот так вот возьмут и сами решатся, если эту ответственность скинуть на регионы - но это ровно то, чем федеральный центр и занят,
предпочитая выделять средства прежде всего на любимых силовиков, бюрократию и неэффективные госкорпорации.
Вот вам в заключение - картинка как устроен федеральный бюджет США: медицина почти треть (фед. бюджет РФ = 2%), силовики всего 16% (фед. бюджет РФ = 30%), никаких вам гигантских расходов на субсидирование экономических проектов (все это делает частный бизнес, федеральное финансирование экономических программ - единицы процентов). Чисто социальный бюджет: