Как работает стеллаж с системой канбан - цепочка поставок с неснижаемым остатком

Mar 02, 2024 09:23

Сначала у нас на заводе "НИПОМ" в центре сборочного цеха стоял вот такой стеллаж для хранения крепежа. Я тогда устроился туда слесарем-сборщиком.



Когда я собирал электрощиты, пользоваться этим стеллажом было крайне неудобно:
  1. Стеллаж был всего один, поэтому за крепежом надо было далеко ходить.
  2. Крепеж был перемешан друг с другом, поэтому слесари рылись в нём как куры.
  3. Кладовщица просто досыпала крепеж из пакета в тот или иной лоток, поэтому перемешанность никуда не девалась.
  4. Если какой-то крепеж закончился, то это было непонятно: надо было порыться в каждом лотке, не осталось ли там еще пару таких болтиков среди прочих. А потом взять последний, с ним бежать к логистам, чтобы они срочно заказали ещё "вот таких вот".
Потом меня повысили до специалиста управления по развитию



Это я уже в новой должности.

Мы стали делать технологическую оснастку в цех. Выбросили тот стеллаж, а вместо него установили 10 перекатных стеллажей с системой канбан. Они были не покупные, а разработанные и изготовленные полностью на этом же заводе.



Его конструкция казалась мне очевидной, поэтому памятку я на него я не написал. Но потом с удивлением обнаружил, что сотрудники не поняли, как им пользоваться и надо рисовать визуальную инструкцию и клеить ее на каждый стеллаж.

Как работает гравитационный стеллаж с канбан

Полки находятся под наклоном потому что в двух последующих ящиках находится одинаковый крепеж. Как только крепеж в переднем ящике заканчивается, пустой ящик нужно снять и положить на нижнюю полку, которая имеет наклон в обратную сторону, к проезду. Полный ящик второго порядка скатится ниже, и из него можно будет брать крепеж. Это неснижаемый остаток.

Кладовщица один раз в день обходит с тележкой цех по периметру (по проезду, который виден в кадре) и собирает пустые ящики. На каждом ящике написано, для какого он крепежа. То есть, сам ящик выполняет роль карточки канбан, которая к нему приклеена. Кладовщица идет с этой тележкой на склад и там наполняет ящики крепежом, сканирует штрихкод на ящике, чтобы сделать отметку о расходе в 1С. Из-за этого закупка крепежа тоже стала не хаотичной, а точно по мере расхода.

Далее она возвращается с тележкой в цех и возвращает наполненные ящики на второй ярус гравитационных стеллажей.

Вот такая простая циркуляция. В результате была устранена ходьба слесарей, потому что стеллажей стало много. Была устранена перемешанность. Был устранен риск того, что крепеж определенного вида вдруг закончится. Никакой экономический эффект ни от чего мы тогда не считали, просто внедряли всё.

Крепеж ещё не может испортиться по сроку годности, но если бы мог, то этот принцип был бы просто необходим.



Именно для американских супермаркетов принцип канбан и был разработан, и там был подсмотрен менеджерами с Тойоты, после чего внедрен на автомобильных конвейерах.

Как стеллажом пользовались неправильно

Пустой ящик перекладывали не на нижнюю полку, а наверх, обратно на второй порядок, где освобождалось место, когда полный ящик съезжал вниз. В результате кладовщица не видела, что появились пустые ящики.

Что еще почитать:

Система 5S в производстве на местах с непредсказуемой работой

Стандартизация станка для лущения шпона







Previous post Next post
Up