Обзор "Азбука умственного труда. Как читать, как слушать, как выступать с докладом", Ребельский 1929

Feb 26, 2023 11:15



Кто автор

Врач-психиатр, психолог, педагог, профессор. В 1941 добровольцем пошёл на фронт. В 1944 принял участие в организации двух детских домов для 400 еврейских детей, уцелевших во время Холокоста. В 1948 репрессирован по обвинению в сионизме. Объявлен врагом народа. В 1949 скончался в Бутырской тюрьме. Реабилитирован в 1956.

Также интересно почитать: Расстрелы специалистов по организации производств в 1937 - 1939 г

Что по книге

Книга о личной эффективности, прямо как у Дорофеева "Джедайские техники".

Она очень маленькая. Написана приятным слогом. Ранняя советская литература нередко оказывается полезной. Забытые знания. Да и просто интересно, как люди мыслили 100 лет назад.

Чтобы быть бизнес-аналитиком, надо не только знать нотации и обладать насмотренностью, но и иметь просто очень сильные когнитивные способности. Нужно всегда быть бодрым, способным быстро разобраться в незнакомых системах, точно запоминать, строить причинно-следственные связи и быть беспрецедентно коммуникабельным.

Так что же нужно для организации умственного труда?

To do list

Старый добрый листочек с делами - это наше всё. Его придумали давным-давно и он никогда не теряет актуальности. Сам ношу в кармане до 6 исписанных листочков в день. Своевременно незаписанная мысль - потерянный клад. Самый тупой карандаш лучше самой острой памяти.

Организация рабочего места

Ну, тут 5S в офисе, как он есть)) Лишнее со стола убрать, простор на столе поможет не утомляться. Всем предметам раз и навсегда определить одно и то же место, чтобы брать и возвращать все предметы быстро, на автоматизме.

И нет, тут не написано написать на каждом предмете его название. Я думаю, если бы этот психиатр такое увидел, он бы всерьез вами заинтересовался))

Запоминание материала

Делится на шаги:
  1. Ориентирование в материале. Осознается план, что сейчас предстоит узнавать.
  2. Пассивное восприятие материала. Это запечатление материала, которое происходит само по себе, без затраты энергии, иногда даже помимо воли. Работающий над книгой или сам ее читает, или слушает, как читают другие, или произносит прочитанное вслух. А в это время книга запоминается.
  3. Выслушивание и проверка (самопроверка) знаний;
  4. Закрепление трудных мест (тут же и работа над ошибками) и синтез знания в нечто целое.
Мне сейчас подумалось, что в наших школах а ВУЗах пункт 4 все время упускается. А я на своем курсе старался, чтобы п.4 был всегда.

А еще древние философы говорили "Кто учит, тот сам учится". Рассказывая прочитанное кому-нибудь, ты повторяешь прочитанное, ты сильнее чувствуешь свои провалы, ты замечаешь, в каких местах тебя слушатель не понимает - все это дает тебе возможность лучше усвоить пройденное.

Гигиена умственного труда

Нужно:
  1. Спать по 8 часов в день.
  2. Работать ритмично и отдыхать ритмично. Каждый день равными объемами. А если работать залпом, то это вызовет переутомление и экстраординарные требования к отдыху, так что на долгом периоде ничего не выиграешь. Черепаха обгоняет зайца. Переутомление может обострить психические заболевания.
  3. Лучше отдыхать по 1 дню раз в неделю, чем 4 дня подряд раз в месяц. И лучше это будет всегда один и тот же день недели.
  4. Надо установить среди рабочего дня час полного отдыха. Лучше всего вообще поспать в этот час сразу после обеда.
  5. Не злоупотребляй крепким чаем или кофе для возбуждения. Они тонизируют только на время, но зато очень быстро наступает реакция полного утомления.
  6. Сократи все отвлекающие и расслабляющие внимание моменты. Прекрати все ненужные разговоры.
  7. Не поддавайся преждевременному утомлению. В первые пол часа это скорее проявление слабой воли или просто лени, чем утомление.
  8. Не делай слишком частых перерывов в своей умственной работе. После каждого перерыва приходится потратить несколько минут для того, чтобы снова сосредоточиться и войти в курс дела. Наибольшая продуктивность в работе появляется лишь спустя час и больше после начала занятий.
  9. Чередуй предметы занятий, чтобы одна и та же тема не надоела, а следовательно, не утомила.
  10. Не надо загромождать свою память большим количеством дат, справочных материалов, и прочих данных, которые можно посмотреть в книге. Надо не зазубривать, а всегда знать, где посмотреть. Очень поддерживаю это.
  11. Берись за работу только тогда, когда сам понимаешь ее цель и пользу. Это пробудит в тебе достаточно воли и желания сделать это. Да, это очень правильно.
  12. Поддерживай в своей рабочей комнате прохладу и свежий воздух.
  13. Питайся правильно. Есть в одно и то же время. Не доводить себя до голода и не объедаться. Есть медленно, хорошо разжевывать. Перед едой лучше прогуляться 15 минут.
  14. Береги зрение! Не читать в общественном транспорте (тряска), в сумерках, лежа (текст слишком близко к лицу), на ходу (тряска и можно попасть под машину).
Странно, что ничего не сказано про алкоголь и сигареты. Ничего не сказано про ужас дедлайна. Мало уделено внимания физической активности, бегу. Скорее, говорится, что с этим надо не переусердствовать.

Как читать книги

Материал прорабатывать медленно и вдумчиво, а не торопливо. Оставлять временной промежуток между изучениями двух предметов, чтобы предыдущий предмет успел запомниться, отложиться в долгосрочную память.

Если вы забыли какое-то слово или факт, пытайтесь вспомнить его самостоятельно, а не смотрите в словарь или книгу. Это тренирует вспоминание.

Читай с карандашом в руках. Нужно уметь выделять важное. Именно это я и делаю при составлении каждого обзора на книгу.

Далее идет что-то похожее на построение Mind map (карты мыслей), но в аналогом виде, с помощью карточек-выписок из книги. Выписки могут содержать тезисы, факты, сильные цитаты или главные мысли. Собираем выписки по теме в один конверт, а когда у нас будет доклад по этой теме - просто берем из конверта ценные мысли по этой теме.

Я примерно так и работал над некоторыми заметками. Только в электронном виде, либо рисуя схемы на бумаге.

Как готовиться к докладу

Три основных шага:
  1. Выяснение цели, задач и характера доклада.
  2. Мобилизация материалов.
  3. Составление плана, тезисов и конспекта доклада.
В первом шаге описывается прямо как в книге "Бизнес-презентация. Руководство по подготовке и проведению", 2007, Джин Желязны

Надо выяснить:
  1. Кому преподносится доклад?
  2. Когда будет читаться доклад?
  3. Где состоится доклад?
  4. Зачем делается доклад?
  5. Какого характера должен быть доклад?
Автор также советует специально стриггерить в докладе предсказуемые реплики и вопросы из зала, чтобы, предвидя их, удачно их парировать.

Как овладеть вниманием на докладе

На мой взгляд, это самая сильная глава книги! Она также показалась мне актуальной, потому что я сам тоже выступал немало. Экскурсии по предприятию, например, или преподавание.

Не унижайся перед аудиторией, не заискивай - это вызывает недоверие, неуважение, а иногда и враждебное отношение. Говори ей смело правду в глаза, но при этом не укоряй, не поучай, не сердись. Старайся лучше толково объяснить, как следует убедить, а главное, давай конкретный выход из положения, намечай практические пути устранения недочетов, указывай методы борьбы и победы.

Говорить просто, ясно и доступно - это вовсе не значит говорить сухо и скучно. Надо всячески разнообразить, украшать и оживлять свою речь.

Если аудитория в настроении - лишняя шутка вызовет улыбку, и то и ответную шутку. Если аудитория чем-нибудь взволнована, омрачена, недовольна - каждая твоя шутка будет принята, как обида, вызовет протест и т.д.

Избегай сложных предложений, но не подменяй популярность вульгарностью, упрощай речь в меру, не подделывайся нарочито под народный язык, не смакуй уличных словечек.

Вот это прям отлично, полная противоположность американскому подходу, очень по-русски))))

Нельзя также позволить, чтобы в течение всей твоей речи по лицу бродила ничем не оправдываемая заискивающая улыбка.
Дааа! В точку! Я даже помню, как мой качалочный тренер зарепостил у себя в ВК какую-то финансовую пирамиду, связанную с золотом. Я открыл видос, и там оратор постоянно улыбался. Я моментально предположил, что это шарлатан какой-то)) Американские книжки его сгубили.

Дальше, по-моему, самая интересная часть!

Овладеть вниманием аудитории можно, только зная, чем живет аудитория в настоящий момент, поэтому никогда не отказывайся еще раз «прощупать» аудиторию непосредственно перед началом доклада. Приходи на доклад за 10-15 минут до начала, проберись в самую гущу твоих будущих слушателей и проделай по порядку следующее:

Прежде всего визуально оцени, сколько (приблизительно) человек собирается тебя сегодня послушать. Это тебе необходимо знать, чтобы заранее подумать о количестве минут, на которое ты можешь растянуть свой доклад, о тоне и темпе свой речи.

Затем определи преобладающий возраст и пол своей аудитории - со стариками и молодыми, с мужчинами и женщинами надо будет об одном и том же говорить по-разному (не по существу, а по форме).

Теперь от наблюдения перейди к выборочному опросу, к анонимной анкете. Присаживайся к одной, к другой группе ожидающих и исподволь «выпытывай», как товарищи узнали о твоем сегодняшнем докладе, что их интересует в этом докладе, что их особенно интересует в этом докладе, какова их точка зрения на такое-то твое положение или на такое-то разрешение вопроса. Спрашивай смело, не бойся того, как бы ты преждевременно «не открылся» аудитории - ты не артист, тебе даже выгодно до доклада завести знакомство с аудиторией. Когда ты появишься на трибуне, несколько человек встретят тебя как старого знакомого и тебе легче будет связаться с аудиторией.

Наконец, употреби несколько минут на то, чтобы просто прислушиваться к разговорам, которые ведут промеж себя твои будущие слушатели. Из этих разговоров ты узнаешь, на кого и на что жалуется твоя аудитория, что вызывает злобу, что насмешку, кто и что не сходит с языка у стариков и у молодых, - словом, ты узнаешь последние события дня, которыми живет и дышит аудитория, а это для тебя весьма важно - хорошенько подумав, ты быстро выберешь из всего слышанного нечто общее и, если возможно будет, именно с этого общего начнешь свой доклад.

Такое начало всегда производит большое впечатление на аудиторию: «сразу видно свой человек», «нашими болячками болеет» и т. д.

И вот ещё хорошее:

Самое трудное - овладеть вниманием аудитории в первые моменты. Ты на трибуне, тебе пора приступить к докладу, но в аудитории разговоры, хождение, шум. Ты поднял руку и подал знак внимания, но аудитория в массе своей не подчинилась. Тогда ты вынул часы, минуты две подержал их в руке, этим самым как бы говоря аудитории: «Вы отнимаете время и у меня, и у себя», но аудитория и на этот раз тебя не послушала.

Ты решил обратиться за помощью к собственному голосу:

«Товарищи!», но голос у тебя слабый - твое обращение услышали только передние ряды и умолкли, а остальные ряды продолжают шуметь.

Что делать?

Подраздели всю аудиторию на несколько участков. Направь все свое внимание на 1-й участок, не своди с него глаз в течение 30-40 секунд, 1-й участок успокоился. Проделай то же самое с другими участками. Не беспокойся, что у тебя на это уйдет много времени - это делается очень быстро - каждый участок потребует у тебя не больше минуты, но зато через 3-4 минуты ты будешь иметь успокоившуюся аудиторию и начнешь доклад.

Как смотреть

Нельзя устремлять свой взгляд в одну точку, сосредоточивать его на одном лице или на одной определенной группе лиц, но нельзя также допустить, чтобы глаза рассеянно разбегались, перескакивали с лица на лицо. Лучше всего в течение нескольких минут сосредоточить
свой взгляд на одной части аудитории, затем спокойно и медленно перенести взгляд на другую часть аудитории и т. д.
И в этом разделе еще много всего интересного, всего не процитировать.

Вывод

Может быть, кого-то эта книга и удивляла, но меня она не удивила. Но и поспорить в книге тоже не с чем. Я сам интуитивно давно пришел к почти всем приемам, что в ней описаны. Это не значит, что книга плохая, а возможно для тех, кто только встает на путь умственной работы.

По своему духу книга похожа на мою статью о том, как быть блогером. То есть, описание базовых, почти рефлекторных приемов. Описание того, что на кончиках пальцев. И для кого-то это и так интуитивно понятно, а для другого откровение.

Это как с книгой "Самый богатый человек в Вавилоне". Бестселлер, но внутри просто азбучные истины об обращении с деньгами, понятные пятикласснику. Рабочий, который делал ремонт в моей квартире просто восхищался этой книгой, она открыла ему глаза на многие вещи. Ему она помогла. Для таких людей же тоже должны быть книги, не всё только для профессоров писать. У нас, бережливцев, тоже есть свои аналоги - "5S для рабочих". Я читал. Пришлось писать свою...

Ну а "Азбука умственного труда" писалась для пролетариев и студентов 1930-х годов. И я встречал в своей жизни людей, кому бы я посоветовал данную книгу, и попал бы в точку и они были бы мне благодарны за этот совет, ведь они о нем просили.

Автор описал навыки, которые поддаются тренировке. Но моё мнение, что самый сильный вклад в результативность умственного труда дает пылкий интерес, настрой, состояние потока, врожденный ум, талант в данной сфере. Но тренировки и упорство конечно дадут огромное преимущество перед самим собой, который не тренировался.

Оценки:
Повышение общего кругозора: 2/5
Практическая польза: 3/5
Драйв при прочтении: 3/5
Что еще почитать

"Основы рационализации производства", 3-е издание, 1934 г. И.М. Бурдянский










Previous post Next post
Up