"Экскурсия включена в стоимость билета". Эту избитую фразу вполне можно применить к Стокгольмскому метро. Подобно московскому, - метрополитен шведской столицы - один из самых ярких и интересных образцов "подземного искусства" в мире. Взяв за пример «приверженность» первобытных художников украшать стены пещер сценами охоты, мастера современности превратили эту подземку в самую длинную художественную галерею.
Здесь царит полное буйство фантазии, легенд и сказок. Стокгольмский метрополитен - это нечно ирреальное, настоящее владение Горного Короля, управляющего подземными поездами.
Стокгольмский метрополитен - единственный в Швеции. Решение о его постройке было принято в 1941-м году. А уже в октябре 1950-го для пассажиров открылись новые станции. Спустившись под землю, первые посетители испытали настоящий шок. Мудрено ли: архитектура совсем не напоминала привычный аскетичный стиль метро. Вокруг красовались величественные своды гротов, выкрашенные в разные цвета, скульптуры, картины, барельефы.
Над уникальным дизайном девять лет усердно трудились более ста художников, архитекторов и скульпторов Швеции. Среди них - не только состоявшиеся мастера, но и студенты, а также непрофессиональные коллективы. Специальная комиссия отбирала произведения искусства, способные избавить пассажиров от клаустрофобии и прочих стрессов, возникающих при ежедневном спуске на глубину.
Какие-то станции стокгольмского метро имеют зеленый колор. Они напоминают дивные леса и бескрайние скандинавские дали. Иные похожи на пешеходные улицы 18-19 веков, с черно-белыми указателями, разметками дорог, старомодным видом тротуаров и проезжей части.
Вот из стены выглядывает мраморная голова не то льва, не то собаки. В древности такие скульптуры украшали католические храмы и защищали их от скверны.
А вот - настоящая находка для археологов. Целый раскоп античных руин - памятников культуры древней Греции.
Путешествуя по лабиринтам стокгольмского метро, невозможно отвертеться от чувства, что это ничто иное как путь в зазеркалье. Вы ощущаете себя настоящим героем местных сказок. Вам необходимо спасти принцессу, вызволить из неволи гнома, найти несметные сокровища в горах.
Удивительно, но внедряя культуру в массы, шведским властям удалось невозможное: они смогли создать неповторимое величие и красоту при минимальных затратах.
Например, так выглядит вход на станцию Кунгстредгорден. Сама остановка находится в скалах на глубине 34 метров. Ее оформлением занимался известный художник Ульрик Сэмуэльсон. Вдохновение он черпал, любуясь замечательными дворцами, расположенными в здешних окрестностях. «Хозяином» станции можно считать статую краснокожего мужчины, стоящую в центре и чем-то напоминающую своим грозным видом древне-греческого бога войны.
Другая станция - Сульна сентрум - расписана в красно-зеленых тонах. Рядом с платформой можно увидеть рисунки на тему острых социальных проблем, а также охраны окружающей среды. Именно эти вопросы волновали шведов в 70-х, в период возведения «Сульны сентрум».
Наконец, Т-Централен - пересадочный узел между ветками. Станция вырублена в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, а лишь покрыты защитным слоем бетона. Арки и нижние части пилонов выкрашены в голубой цвет, на сводах - стилизованные изображения геометрических фигур.
Примечательно, что тона, в которых расписаны станции, зависят от ветки, где они расположены. Всего в стокгольмском метро их три: зеленая, красная и синяя. Первая - самая старая, последняя - самая живописная.
Стоит отметить, что шведский метрополитен всегда привлекал художников. Используя удивительный дизайн станций, приверженцы красок и мольберта ежегодно устраивают здесь свои инсталляции и выставки. Слава метро докатилась и до звезд шоу-бизнеса. В одном из своих видео-клипов “Ray of Light” американская певица Мадонна использовала кадры стокгольмской подземки.
Click to view
Впрочем, сегодня стокгольмский метрополитен - это не только искусство модерн арта, но и сложная система взаимодействия электроники и человеческого разума. На станциях установлены электронные табло, которые показывают номер маршрута, станцию назначения и интервал до прибытия поезда. В метро нет привычных нам зеркал обзора платформы, поэтому каждый раз машинист лично смотрит, как закрываются двери.
В зависимости от времени года здесь ходят составы разной длины. Зимой вагонов больше, чем летом.
Заблудиться в стокгольмском метро достаточно сложно. Но если это все же произошло, в помощь страждущим предлагается компас, уютно расположившийся на мраморном полу. Главное при этом хорошо различать стороны света, тогда сориентироваться «где что» не составит труда.
Всего в системе стокгольмского метрополитена 100 станций. Чтобы воочию увидеть их неповторимый дизайн, в столицу Швеции специально приезжают не только местные провинциалы, но и иностранцы.
А сами сотрудники метро уже давно вывели собственную аксиому работы в пещере горного короля. Они уверены, что «искусство должно превратить поездку во что-то большее, чем перемещение из пункта А в пункт Б».
Автор:
Виктория Дремо