«Свет открывает человеку красоту...»

Feb 12, 2020 00:14


31 января (12 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье крупного фабриканта и купца Исаака Моисеевича Шварцмана (1832-1914) и его жены Анны Григорьевны (урождённой Шрейбер (1845-1934) родился один из крупнейших мыслителей ХХ ст. Лев Шестов (Лев Исаакович Шварцман)



Лев Шестов (1866-1938)

Во многом Лев Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма... Его афоризмы до сих пор часто цитируются:

- Задача писателя: идти вперед и делиться с читателем своими новыми впечатлениями.

- Задача философии не успокаивать, а смущать людей Задача философии -  научить человека жить в неизвестности, того человека, который больше  всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догматами.

- Нужно, чтобы сомнение стало постоянной творческой силой, пропитало бы собой самое существо нашей жизни.

- Новые мысли, даже собственные, не скоро завоевывают наши симпатии.

- Раз мысль явилась - открывай ворота!

- От смешного до великого тоже только один шаг.

- Свет открывает человеку красоту - но он же открывает нам и безобразие.

- Символы не всегда бывают красивы.

- Мудрецы не больше знают, чем глупцы, - у них только больше храбрости самоуверенности...



* * *

В 1898 году в свет вышла первая книга Л.Шестова «Шекспир и его критик  Брандес», в которой были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для  творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания  как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям,  системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную  действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый  план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие  «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных,  «вечных» нравственных норм.

Затем автор засел за следующий трактат - «Добро в учении гр. Толстого  и Ф.Нитше. Философия и проповедь» (1899). Хотя эпиграфом к первой книге  стали крылатые слова немецкого мыслителя Фридриха Ницше (Friedrich  Wilhelm Nietzsche; 1844-1900):

- Я ненавижу всех читающих бездельников.

* * *

В 1899 г. Лев Шестов написал глубокую литературоведческую статью «А.С.Пушкин», впервые опубликованную лишь в 1960 г.

По черновой рукописи, сохранившейся в личном архиве мыслителя. В  Нью-Йорке. В альманахе «Воздушные пути» (№1), издававшемся под редакцией  публициста Романа Гринберга (1893-1969)...

А потом жизнь выкинула фортель, когда в мае 1901 г. Сергей Дягилев  (1872-1929), еще никакой не антрепренер, а всего лишь чиновник по особым  поручениям директоре Императорских театров, князе Сергее Волконском  (1860-1937), разругался с начальником, хлопнул дверью и стал одним из  основоположников группы русских модернистов «Мир Искусства». Проворный  ловец талантов всегда знал, где брать кадры - именно из Украины господин  Дягелев позже переманит к себе и Вацлава Нижинского, и его сестру  Брониславу Нижинскую, и Сергея Лыфаря.

Узнав о самородке, Сергей Дягилев пустился на поиски. Не успевая  застать Льва Шестова ни в Киеве, ни в Москве, ни в Петербурге, письмо с  коммерческим предложением гонялось за писателем по Европе, пока не  застало... в Швейцарии.

- Прочитав моего Толстого («Добро в учении гр. Толстого и Ф.Нитше.  Философия и проповедь». - А.Р.), г-н Дягилев предлагал сотрудничать в  его журнале. В то время в моем портфеле лежала рукопись новой книги, и я  послал ему «Достоевский и Ницше (Философия трагедии)». Сергей Павлович  пришел в восторг... Дягилев предложил  Шестову сотрудничество с журналом  модернизма «Мир Искусства».

- Философия хочет во что бы то ни стало стать «наукой», такой же  наукой, как математика, и если этого нельзя достигнуть никаким иным  путем, то, во всяком случае, выручит теория познания. Она докажет, что  не обо всем можно спрашивать философию, что ее даже и спрашивать совсем  нельзя, а только можно слушать, что она говорит.

* * *

Публикуя статьи в журналах и сборниках, Лев Шестов готовил другие  публикации. Лучшая из работ - «Творчество из ничего» (1905), посвященная  А. Чехову.  В противовес общепринятому взгляду на писателя как на  «мягкого, нежного лирика», «поэта сумеречных настроений» и «певца хмурых  людей» - Л. Шестов увидел писателя беспощадного:

- Чехов был певцом безнадежности. Упорно, уныло, однообразно в  течение всей почти 25-летней литературной деятельности Чехов только то и  делал: теми или иными способами убивал человеческие надежды.

* * *

Чтобы ничего не отвлекало от интеллектуальной работы, весной 1903 г.  мыслитель отправился за границу. Поселившись в Швейцарии, у озера в  окрестностях Ту, он принялся за новую книгу с первоначальным  заглавием... «Тургенев и Чехов». Одним из эпиграфов стала табличка у  опасной горной тропинки в Альпах: «Только для тех, кто не боится  головокружения».

Спустя год он закончил главный труд всей жизни - «Апофеоз  беспочвенности», было сохранено. Произведение включило в себя  предисловие и две части, содержащие - соответственно: 122 и 46  афоризмов, плюс приложения: две статьи - «Власть идей» и «Юлий Цезарь  Шекспира», написанные авторам до отъезда за границу.

«Апофеоз беспочвенности» произвел впечатление разорвавшейся бомбы.  Известный адвокат Оскар Грузенберг (1866-1940) заявил, дескать, у автора  опыта адогматического мышления просто... «кислотный ум».

- Задача философии не успокаивать, а смущать людей.

Бунт Льва Шестовa против догматического разума и лицемерной морали  оказался неприемлем по разным причинам. Во-первых, он был непонятен для  представителей среднего возраста, особенно - в среде пожилых bon-vivant.  А во-вторых, оказался настолько близок юношам призывного возраста канун  I Мировой войны, что в гимназиях царской России стали плодиться кружки,  в которых властвовал настоящий культ киевского писателя.

Доходило до курьезов, вздорные юноши отныне пугали родителей:

- Если ..., стану развратничать и читать Шестовa.



Семья Шестовых: родители, сестры, братья (в центре на фото стоит Лев Исаакович)

* * *

Брэнд просвещенного нигилизма входил в моду, тем временем его апостол  двигался дальше: Висбaден, Киев, Фрейбург, Москва, Берлин,  Санкт-Петербург (бывал нa «бaшне» у Вячеслaвa Ивaновa), Париж, Ясная  поляна (ездил в гости к мифическому мудрецу Льву Толстому), Коппе,  Баден...

Далее последовали произведения: «Начала и концы» (сентябрь 1908),  «Достоевский и Нитше» (1909; второе издание), «Великие кануны. Философия  и теория познания» (1911), подытожившие первый -  «литературно-критический» - период творчества Льва Шестова. Как человек  состоятельный и писатель преуспевающий, он не прятал деньги в кубышку,  по русскому обыкновению не просаживал в казино или на водах, а будучи  настоящим мыслителем... помогал нуждающимся. Когда в мае 1909 г. в  газете «Речь» (№9) появилась статья «Поэзия и проза Фёдора Сологуба»,  гонорар, 60 рублей, Лев Шестов поделил по справедливости: 20 рублей  оставил себе, 25 рублей отдал сказочнику и фантазеру Алексею Михайловичу  Ремизову (1877-1957), а 15 рублей - литературоведу и переводчику  Евгению Германовичу Лундбергу (1883-1965). Эти коллеги семейного дела не  имели и всегда нуждались более его.

- Может быть, большинство читателей не хочет этого знать, но сочинения Достоевского и Ницше заключают в себе не ответ, а вопрос.

Осенью 1908 г. Лев Шестов поселился с семьей в немецком г.Фрейбурге, а  с марта 1910 г. жил, в основном, в швейцарском городке Коппе. Занимаясь  классической философией и богословием, писатель открыл для себя нового  героя, христианского богослова и Реформатора церкви Мартина Лютера  (1483-1546). Он изучал труды средневековых схоластов, многотомные  истории догматических учений, подзабытых мистиком и неутомимых лютеран.  И  практически ничего не писал, собирая душевные силы. Именно в тот  период он стал зачитываться Библией, а также Платоном, Аристотелем,  Плотином.

- Хорошо было Прометею - он никогда не оставался один. Его всегда  слышал Зевс - у него был противник, было кого злить и раздражать своим  непреклонным видом и гордыми речами, значит, было «дело».

1 марта 1910 г. Лев Исаакович Шварцман подписал договор с  Петербургским издательством «Шиповник» на издание полного собрания  сочинений. Шесть томов авторских сочинений стали регулярно появляться с  марта 1911 г.

* * *

В 1913 г. писатель начал книгу «SolaFide» («Только верой»). Работу он  не успел закончить - грянула I Мировая война. Пришлось срочно вернуться  в Россию. В спешке рукопись осталась за границей, и только в 1920 г.,  оказавшись в эмиграции, автору удалось материалы вернуть. Частично главы  из «SolaFide» и часть идей перекочевали в другие книги или  публиковались отдельно.

В полной версии «Только верой» увидела свет уже после смерти мыслителя: нет, к сожалению, не в Киеве, а в Париже, в 1966 г.

- Человеческие истины только и годны, что для служебных целей...

- Самые важные и значительные мысли, откровения, являются на свет  голыми, без словесной оболочки: найти для них слова - особое, очень  трудное дело, целое искусство.

Февральскую революцию Лев Шестов пережил в Москве, но особенного  восторга не испытал. Хотя мыслитель всегда был противником самодержавия,  в дни социального перелома он редко покидал дом, а сидел, запершись в  кабинете, - грустный, задумчивый. Новую выстраданную статью «Potestas  Clavium» («Власть ключей») так и не... опубликовали; трактат появился  только в берлинском издательстве «Скифы» в 1923 г.

- Свет открывает человеку красоту - но он же открывает нам и безобразие.

Октябрьский переворот Лев Шестов и вовсе не принял... Его брошюру  «Что такое большевизм» (1920) новая власть не поняла и не простила.

- «Лучше быть несчастным человеком, чем счастливой свиньей»,  утилитаристы рассчитывали на этом золотом мосте перебраться через  пропасть, отделяющую их от обетованной земли идеализма. Но пришла  психология и грубо доложила: «Несчастных людей нет, все несчастные -  свиньи».

* * *

6 июля 1918 г. семья Шварцманов вернулась в Киев. Лев Исаакович читал  курс «История древней философии» в Народном университете, а также  выступал с докладами и публичными лекциями.

На глазах Льва Шестова за несколько месяцев красивый город не раз  переходил из рук в руки: УНР, Гетьманат, немцы, Петлюра, большевики,  белогвардейцы...В надежде уехать за границу семья из Киева в октябре  1919 г. перебралась в Ялту. По ходатайству богослова и православного  священника Сергея Николаевича Булгакова и профессора Киевской духовной  академии Ивана Пименовича Четверикова (1880-1969), а также благодаря  широкой известности трудов самого писателя Л.И.Шварцмана зачислили  приват-доцентом в Таврический университет г.Симферополя.

- Когда приходит настоящая нужда, глупый человек становится умным.

Однако в начале 1920 г. вместе с семьей киевлянин выехал из Ялты в  Севастополь, оттуда - в Константинополь, а затем через Италию осенью  1920 г. добрался до Парижа. И снова все пришлось начинать с нуля...  Теперь предметом философского интереса стало творчество Парменида и  Плотина, Блеза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора, а также  современника Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Тем временем супруга Анна  Елеазаровна Шварцман, дипломированный врач-дерматовенеролог, выпускница  Бернского университета, - в эмиграции работала массажисткой. Их дочери -  Татьяна (1897-1972) и Наталья (в замужестве - Баранова; 1900-1993) с  согласия отца были крещены; младшенькая даже стала автором мемуаров  «Жизнь Льва Шестова» (1975) и пошла замуж за инженера-геофизика  Владимира Николаевича Баранова (1897-1985), капитана Марковского  артиллерийского дивизиона.

* * *

Весьма быстро бывший киевлянин вошел в элиту западноевропейских  мыслителей и на равных общался с основателем феноменологии, немецким  философом Эдмундом Гуссерлем, французским социологом и культурологом  Клодом Леви-Строссом (1908-2009), основоположником философской  антропологии Максом Шелером (1874-1928), немецким экзистенциалистом  Мартином Хайдеггером. Как один из столпов философской мысли ХХ столетия,  Лев Шестов познакомился с настоящими лидерами общественного мнения  Старого Света. Среди новых знакомых оказались: романисты - Томас Манн  (1875-1955) и Андре Жид (1869-1951), физик-теоретик Альберт Эйнштейн  (1879-1955), культуролог Андре Мальро (1901-1976) и другие.

В Париже он, Lйon Chestov, стал навсегда европейцем, здесь начался  самый продуктивный период в творчестве Льва Шестова. Он интенсивно  писал, выступал с докладами, публиковал статьи в крупнейших европейских  журналах. Кроме того, в 1925-1937 гг. в Сорбонне мыслитель периодически  читал лекции по истории русской религиозной философии.

В Париже Лев Шестов создал важнейшие книги: «Умозрение и апокалипсис.  Религиозная философия Вл. Соловьева» (1927), «На весах Иова.  Странствования по душам» (1929), «Мартин Бубер» (1933), «Гегель или Иов»  (1934), «Кирхегард и Достоевский» (1935), «Киркегард и экзистенциальная  философия» (1936), «Киргегард        - религиозный философ» (1937),  «Sineaffusionesanguines (О философской честности)» (1937), «Афины и  Иерусалим» (1938).

* * *

В последний год жизни в нем проснулся интерес к индийской философии, не давали покоя новые, самые смелые замыслы.

- Не знать, чего хочешь, считается одним из самых позорящих обстоятельств.

В октябре 1938 г.Лев Исаакович подхватил бронхит, который вскоре  перешел в туберкулез. Мыслитель умер 19 ноября, его похоронили в  фамильном склепе на Новом кладбище в Булони предместье Парижа...

Александр РУДЯЧЕНКО
Газета: №16, (2020)

Источник

Previous post Next post
Up