Крайне благоприятная экономическая конъюнктура и смена министра не смогли переломить заскорузлую привычку Минфина к залповому финансированию расходов в конце года. В результате декабрьские расходы в 2010 году превысили средние расходы предшествующих 11 месяцев в 2,3 раза (на 1 трлн рублей), в 2011-м - в 2,7 (на 1,3 трлн) и в 2012 году - вновь в 2,3 раза (также на 1,3 трлн рублей).
Вопиющая неравномерность выделения денег дезорганизует бюджетополучателей, требуя от них столь же аврального, выражаясь позднесоветским языком, «освоения средств», - в режиме, при котором об эффективности не приходится и говорить.
В результате формальное исполнение бюджета оборачивается принципиальной невозможностью достижения его содержательных целей, то есть заведомо бессмысленным расточением колоссальных средств.
Решить проблему можно было бы, предусмотрев в числе ключевых показателей успешности работы Минфина степень ритмичности финансирования им бюджетополучателей, но об этом нет и речи. При этом неравномерность выделения средств по месяцам меркнет на фоне неравномерности финансирования различных статей расходов.
Читать полностью