В начале апреля в России был принят закон о Счетной палате (СП). Он призван существенно расширить полномочия ведомства, которое следит за расходованием бюджетных средств госструктурами и чиновниками.
Закон наделяет дополнительными функциями аудиторов, а саму СП ставит выше Минфина. Вместе с тем у экспертов есть сомнения в том, что новые полномочия позволят ведомству искоренить практику повальной растраты бюджетных средств. Сама по себе Счетная палата остановить этот процесс не в состоянии - требуется содействие силовых ведомств и реакция правительства, а и того, и другого удается добиться крайне редко. Впрочем, много будет зависеть от того, кто в октябре 2013 года придет на смену нынешнему главе ведомства Сергею Степашину.
Пожалуй, ни одно другое ведомство в России не отчитывается так часто о своей работе, как Счетная палата под руководством Сергея Степашина. Контрольный орган регулярно сообщает об обнаружении нарушений в различных сферах - начиная от крупных государственных проектов, таких, как подготовка к саммиту АТЭС, и заканчивая хищениями в отдельных госкомпаниях. Однако, по сути, на этом деятельность СП и заканчивается. Информацию, поступающую от ведомства, охотно используют СМИ, в то время как Следственный комитет, Генпрокуратура и другие силовые структуры крайне редко проявляют к ней интерес. Более того, бывают случаи, когда отчеты СП даже не доходят до обывателя - их быстро засекречивают, поэтому ни содержание, ни реакцию государства на них узнать не удается.
Читать далее