Энергичные действия государства в последние месяцы вызывают стойкое ощущение нового «национального проекта»: сделать нашу страну окончательно непригодной для проживания нормальных законопослушных людей. Логические объяснения этого часто даже бескорыстного беспредела для меня очевидны.
Это безответственность, коррумпированность и безнаказанность правящей тусовки, члены которой в прямом смысле слова «сходят с ума, потому что им нечего больше хотеть».
Это и алчность: аппетиты растут быстрее финансовых потоков, коррупционных доходов на всех не хватает (что, похоже, и вызывает «антикоррупционные скандалы»). Идет лихорадочный хаотический поиск шерсти, которую с нас еще можно состричь, и в суете овцу часто бьют просто так, от спешки и раздражения.
Ну и, разумеется, это конкурентная ситуация в «Единой России»: молодые карьеристы и бизнесмены, которые без попадания во власть не смогут развивать, а то и просто сохранить свой бизнес, грызут пожилых бюрократов. Чтобы быть замеченным начальством, нужно выдвинуться с яркой инициативой, которая не коснется реальных проблем общества (они давно превращены правящей тусовкой в кормушки, и именно поэтому не решаются). Стихийный конкурс таких инициатив напоминает мне олимпиаду по математике в психушке...
Тем не менее, объяснение глобального феномена частными факторами не всегда верно. Причина может оказаться более общей и фундаментальной, чем кажется.
Эксперты, изучающие деятельность различных организаций, часто сталкиваются с феноменом коллективного сознания: организация как целое преследует цели, понятные стороннему наблюдателю. Но люди внутри нее, включая руководителей, погруженные в повседневные заботы, этих целей не видят и не сознают.
Феномен коллективного сознания может проявляться и на уровне правящего Россией класса. Его основное занятие, насколько можно судить, - переработка советского наследства (включая биомассу, по праздникам именуемую «населением») в личные богатства, легализуемые в фешенебельных странах. Пресловутая «коррупция» - лишь один из способов, но не цель его деятельности.
Советское наследие (включая высокую культуру и образованность) заканчивается: об этом свидетельствует, в частности, рост количества катастроф и аварий, падения спутников и т.д. Выработанность коррупционно-грабительской модели проявляется и в торможении экономического роста, который уже не достигнет минимального уровня, позволяющего удовлетворять аппетиты ключевых групп влияния.
Читать далее: