Click to view
Сначала о самой постановке.
Эту постановку, во всяком случае с тем же реквизитом, я видел лет шесть назад. Тогда она была в гораздо худшем и недоработанном виде, чем сейчас.
По костюмам и реквизиту, в принципе, можно сказать, что действие перенесено в наше время, но это не вызывает отторжения, так как сюжет Паяцов не имеет временной привязки. Театр и искусство вечны, как и вечны человеческие переживания, любовь, страсть, обман, ревность. К тому же некоторые элементы действия и антуража создают впечатления опять таки безвременья: старики сидящие за столами, священник, стена здания. В постановке очень много деталей, много актерской игры, чего зачастую не хватает нашим постановкам, где действия певцов довольно статичны. В общем в смысле сценического действия эти "Паяцы" очень и очень хороши. Как я уже писал когда-то, эта опера мне близка по многим моментам, начиная от того, что какое-то время своей жизни я провел в "Бродячем театре", и заканчивая моим польским взрывным характером, в котором ревность, увы, довольно сильно проявлена...
Обобщу все вышесказанное тремя словами - "Мне очень понравилось".
Теперь о певцах.
Тонио - Эдем Умеров. Мне очень стыдно, что до вчерашнего вечера, я не знал о существовании такого прекрасного певца в нашем городе. Это он исполняет Пролог в записи выложенной наверху поста.
Его хочется сравнивать с такими певцами как Милнес, Мерилл, а то и с самим Титто Руффо. Сидя в 16-ой ложе бельэтажа, во время пролога я постоянно убирал бинокль, чтобы осознать, что все таки Умеров стоит на достаточно большом расстоянии от меня, а не поет буквально в метре, столь мощный у него голос. Но мощь это мощи, этого мало, есть ещё прекрасная техника, замечательное владение всеми оттенками голоса, широкий динамический диапазон.
О замене Стеблянко на Марусина я узнал только сидя в зале, открыв программку. Возникло даже желание уйти, так как я шел именно на Алексей Алексеевича, и вовсе не питал надежд, что тут будет ещё что-то хорошее. Когда же Умеров начал петь, я смирился с Марусиным, и со всеми потенциальными огрехами остальных певцов, оркестра, вплоть до внезапного разрушения театра, и в следствие сего прекращения спектакля. Так как уже ради этого пролога прийти на спектакль стоило. Вообще во время пролога Умеров смотрелся как какой-то античный Бог Театра. Позже его Тонио, несколько бомжеватый (что правильно), тоже был замечателен.
Недда - Виктория Ястребова. Милая Коломбина, с хорошим динамическим диапазоном, колоратурой (меня впечатлившей), артистичностью, и очень хорошей дикцией, столь редкой среди певиц мариинки. Обычно сопрано страдают фефектом фикции, и понять их возможным не представляется. У Паваротти Мэт Недда была хуже (Имеется в виду Тереза Стратас" в постановке 1994 года).
Беппо - Александр Тимченко. Неплохой легкий тенор, с кантиленой, приятным, но типично русским тембром (аля Лемешев). Партия маленькая, но он в ней себя хорошо показал.
Сильвио - Владимир Мороз. Голос красивый, верх несколько заглубленный и поджатый, низы красивые. Партию спел хорошо.
Канио - Юрий Марусин. Низы ватные и без дикции, верха намного лучше, но судя по всему поджаты постоянно, но при этом звучат ярко, крепко, на верхних нотах есть и дикция.
Кроме того он явно не был готов в этот день выступать, это было заметно в начале оперы, там он выглядел несколько ошарашенным, что правда быстро прошло. Зато он играл, и играл хорошо, а "Смейся паяц" вообще спел на хорошем художественном уровне. Хотя, конечно фефект фикции сильно портил впечатление. Впрочем, Марусин все-таки в возрасте (Хотя и молодой тоже пел специфично, но лучше, чем сейчас). Но главное, что у него получился образ, конечно не такой, какой получился бы у Стеблянко, но получился. Этого Канио было жаль, он был старым, уже слабым, усталым. Измена Недды его сломила.
PS. Кстати очень впечатлила режиссерская находка - проецирование, во время оркестрового проигрыша после "Смейса Паяц", на стену театрального вагончика историю Недды и Канио, как он её нашел, пригрел, как они вместе и как она исчезла.
PPS. Дирижировал Туган Сохиев, дирижировал очень хорошо. Оркестр звучал слажено, без лишнего звука.