Лирическое сопрано, голос более крепкий, нежели колоратурное, и обладает меньшей подвижностью, хотя, зачастую, обладательницы этого голоса, исполняют также партии колоратурного сопрано. Как любой лирический голос, это голос мягкий, с большим динамическим диапазоном, также это обычно очень богатый и красивый тембр.
Мирелла Френи: эта прекрасная певица родилась в один год и в одном городе с Лучиано Паваротти, они были хорошими друзьями, ещё с тех времен, когда они и помышлять не могли о той карьере, что ждала их в будущем.
Маргарита (Фауст). Стоит обратить внимание на свободу интервальных переходов, на звучание голоса, при любой громкости, а также на шикарную дикцию, и удивительный артистизм.
Click to view
Мими (Богема). В отличие от Фауста, где у Маргариты по больше частью работа голоса почти колоратурная, в партии Мими, как и вообще во многих партиях как мужских так и женских, написанных Пуччини, очень важное место занимает кантилена, легато. Тут важно умелое расходование дыхания. Френи со всем этим прекрасно справляется, по моему мнению она одна из лучших Мими, которых я слышал. Стоит обратить внимание на звучание голоса на пьяно, а также на то, как мастерски от самого тихого звучания она выходит на форте.
Click to view
Рене Флеминг: голос у Флеминг менее богатый, чем у Френи, но при этом в каких-то моментах он если так можно выразится более тонкий инструмент. Четкость, колоратурная работа, и при этом, при необходимости почти драматическое звучание в нужных местах, делает Флеминг одной из лучших певиц последней четверти двадцатого века, (впрочем, как и начала двадцать первого). Как писал концертмейстер Магомаева "Рене Флеминг, своим существованием показала всю несостоятельность русской, и не только, вокальной школы".
Я лично, никогда не слышал, чтобы она на какой-либо записи, будь то концерт или студия, хоть как-то форсировала голос, позволяла себе малейшее напряжение.
Маргарита. Тут даже не стану ничего коментировать, стоит просто сравнить с исполнением Френи, это две совершенно разные Маргариты, у Рене она получилась ещё более нежная, и ранимая, чем у Френи.
Click to view
Мими. Вот тут, на мой вкус, кантилены, в некоторых местах, могло бы быть и немного побольше, но тут дело больше в трактовке образа, а не в каких-то технических недостатках.
Стоит обратить внимание, как она делает диминуэндо на некоторых нотах, это между прочим довольно сложное технически действие, о чем я уже писал, в одном из постов про Франко Корелли, который был непревзойденным мастером в области диминуэндо.
Click to view
Анна Моффо: Возможно технически она была чем-то хуже Френи или Флеминг, она довольно быстро сошла с голоса (быстро в сравнении с другими великими певицами), но на мой вкус она прекрасна, и её Виолетта Валери, мне кажется лучшей, из всех, что когда либо были записаны.
Маргарита. Стоит обратить внимание на нежность тембра голоса, а также прислушавшись заметить в нем и очень качественно завуалированную сталь.
Моффо, не столь мастерски справляется с колоратурными моментами, как её вышеупомянутые коллеги, но как у неё все звучит! И снова очень хорошее владение динамикой голоса.
Click to view
Мими. Вот тут, где колоратура отсутствует, Моффо поет просто божественно, её тембр, её музыкальный вкус, все на месте, все работает "на успех". Это нужно просто слушать.
Стоит обратить внимание на то, что что на форте, что на пиано, тембр голоса практические не меняется. Впрочем, последнее, правда в разной пропорции, справедливо в отношении всех высококлассных лирических сопрано.
Click to view
И дабы не быть голословным: Виолетта Валери. Тут нужно просто слушать. К сожалению в данном случае ютубовское качество оставляет желать лучшего, то есть, в оригинальной записи тембр звучит мягче.
Click to view
Кстати, внешне она Вам никого не напоминает?
Магда Оливеро: эту певицу, несмотря на легкость звучания, можно считать голосом переходным к более крепкому лирико-драматическому голосу.
Вокальная техника этой певицы более старая, также как и манера, так пели в 19 веке, и на рубеже 19-20 веков. Тут речь идет уже не о просто большом динамическом диапазоне, тут просто нечто невероятное, от тишайшего, но озвучивавшего любой зал пианиссимо, до сильнейшего форте, которое по воспоминаниями современников звучало лишь немногим слабее чем у Дель Монако, правда, было при этом далеко не столь "грубым":-)
Мими.
Click to view
Виолетта. Технически она лучше, чем Моффо, хотя та инравится мне чем-то больше. Но Моффо никогда бы не смогла спеть столь тонко, ибо та техника, которой владела (и как минимум знает до сих пор Магда Оливеро, которой сейчас сто лет и которая жива, и не давно дала прессе трехчасовое интервью) ныне и во времена Моффо была фактически забыта.
В общем наслаждайтесь.
Click to view
Чтобы пояснить, почему я считаю, что Оливеро, обладает более крепким по природе голосом, в виде бонуса выложу запись Тоски. "Смерть Скарпиа".
Click to view