Бас-баритон - это голос, обладающий как чертами баса, так и баритона - обычно имеет довольно свободный верх, так же как и низ, но без профундовых нот. Способен петь как репертуар баритона, так и баса. Довольно часто бас-баритоны обладают очень богатыми тембрами, мощным звучанием.
Джордж Лондон, канадский певец, учился одновременно с Марио Ланца у маэстро Розати, потом в 1946-1947 годах вместе с ним же ездил по Штатам с выступлением в составе трио Бельканто. Обладатель прекрасного бархатного голоса глубокого звучания, не у всех басов голос столь глубок и объемен. Много пел в русских операх. Насколько мне известно, имел русские корни.
Тоска "Te deum". Стоит обратить внимание на ровность и мощь звучания, дикцию и на то, как он свободно доминирует над хором и оркестром в финале арии. Жуткий демонический барон Скарпиа.
Click to view
Ария Князя Игоря из одноименной оперы Бородина.
Лондон создает прекрасный образ русского князя, в этом исполнении все на месте, раскаты тембра, замедленный общий темп исполнения, эмоции, вложенные в произведение. Один из лучших Игорей, которых я слышал. Отдельно впечатляет практически полное отсутствие акцента, Хворостовскому бы так хорошо и отчетливо на русском петь, как некогда пел на нем Лондон.
Click to view
И, учитывая, что предыдущие произведения были баритоновые, то одно обязательно должно быть басовым.
Тема Магического Огня, "Валькирия" Вагнер. Вотан.
Мощь голоса Лондона - вкупе с объемом - создают яркий образ скандинавского верховного Бога.
Click to view
Федор Шаляпин, хотя он многими любителями оперы и считается басом, по природе все-таки бас-баритон. У него были сильные верха, вплоть до ля бемоля, в "Демоне" Рубинштейна он совершенно свободно заходил в фразе "и будешь ты царицей мира" в верхнее соль, а вот с нижним Фа, насколько мне известно, у него были проблемы, что отразилось на его исполнении Кончака, где эта нота важна в "Много смерти сеял мой булат".
Шаляпин - прекрасный артист, хотя, по моему мнению, иногда он несколько переигрывал, используя определенные клише; не везде к месту вздохи Бориса, а в самой партии Бориса не к месту интонации Варлаама. Впрочем, это субъективное мнение, Шаляпин в любом случае, даже если где-то он и переигрывал, был прекрасным певцом-артистом.
Смерть Дон Кихота, опера Массне. Композитор написал эту оперу специально для Шаляпина, это одна из редких европейских опер, написанных для баса; обычно в Европе главный герой - тенор. Тут Шаляпин поет как за Дон Кихота, так и за Санчо. Это замечательное исполнение, дающее представление о том огромном таланте, которым обладал этот певец.
По поводу голоса, стоит обратить внимание на довольно легкое звучание, в некоторых местах излишне светлое для баса, голос у Шаляпина менее глубокий, чем у Лондона, зато более насыщенный тембральными красками, правда, тут причиной может быть качество записи.
Click to view
Демон. "На воздушном океане". Тут Шаляпин поет почти везде легко, лишь в некоторых местах слышен полный объем его голоса. Исполнение просто красиво, особенно по причине того, что тут нет характерных для Шаляпина кликушествующих вскриков и охов-вздохов, ибо не подобает Демону то, что можно какому-то там царю)))
Click to view
Джозеф Шор. Канадский бас-баритон. На данный момент ему около 60-ти лет. Обладатель красивого голоса с широким диапазоном, наверху у него Си. Шор очень хороший музыкант, его исполнения аккуратны, мягки, музыкальны. Но есть у него один момент, который знающих его людей может несколько отвратить, это некое самолюбование своим голосом, правда, вполне в меру, даже вставные верхние ноты, которые он себе иногда позволяет в произведениях, полностью вписываются в музыкальную структуру, не нарушая её. Джозеф большой артист.
Ария Демона "Я тот, которому внимала". Исполнение очень аккуратно, также как и у Лондона, оно практически без акцента, хотя, в отличие от последнего, Шор не знает русского языка.
Стоит обратить внимание на вставной Ля бемоль во втором прохождении фразы "Земное первое мученье", он просто шикарен, редкий певец, обладающий таким глубоким и объемным голосом, способен на такие верхние ноты.
Click to view
Тоска "Te deum". Скарпиа у Шора хорош, он менее демонический, чем у Лондона, мощь голоса, насыщенность тембра создают сильное впечатление. Шор никогда не любил эту партию, хотя и исполнял её несколько раз.
Click to view
Ария Дона Базилио "Клевета" из "Цирюльника". Джозеф тут просто замечателен, несмотря на концертное исполнение, он находится в роли, Базилио у него комический герой, каким он и должен быть, ведь в Цирюльнике ещё столь много от старой итальянской комедии масок. По поводу голоса, у Шора нет никаких проблем с этой басовой партией, звучит у него она свободно и натурально, слушая её, не возникает сомнений, что исполнитель - самый настоящий бас.
Click to view