В начале июня появилось видео встречи митрополита Тихона (Шевкунова) с выпускниками Сретенской семинарии, которая прошла в формате видеоконференции.
Click to view
Общий тон беседы тёплый, простой, панибратский. Под конец семинаристы даже перебивают своего бывшего ректора.
С 57-й минуты поднимаются вопросы о материальном положении духовенства. Владыка говорит, что в советское время таких материальных проблем, как сейчас, у священников не было. Сейчас время более жёсткое. Вопрос тяжелый.
"Я считаю, что священник может где-то подрабатывать не в ущерб служению", "Диаконам нелегко, честно. Мы выдаем им продуктовые наборы...на 25-30 кг и они спокойно пол месяца живут", "Кот и поп голодными не останутся".
Далее беседа вокруг налогов. Семинаристы говорят, что год назад отменили жалование семинарским диаконам . Отменили стипендию, но одаривают конфетами (1: 01)
Выпускники рассказывают об однокурснике, который распределен в глухую деревню и бедствует. Его очень прессует архиерей. Иногда батюшка получает 7.000 рублей. Нет жилья и т.д. (Выходит, не всегда сыт поп и кот.)
Семинаристы ставят вопросы о распределении семинаристов-выпускников. Митрополит Тихон говорит, что выпускники сами отмалчиваются, они запуганы (1 : 03) "Надо писать, надо ставить вопросы", - говорит владыка.
Студент: "Хорошо бы, чтобы зарплату платил архиерей" (1 :05)
Владыка отвечает, что наивность семинаристов умиляет.
С 1 : 06 - о распределении москвичей. В Москве должы остаться 75 % выпускников. Выпускники жалуются, что надо самим искать приход в столице, самим добывать рекомендации настоятелей, а не у всех есть связи. Им отвечают, что все нужны, все будут устроены.
С 1 : 08 - снова о финансовом положении духовенства.
Митр.Тихон : "Надо пытаться выходить на финансовую самостоятельность. Каждый по-своему. Кто-то с компьютером работает с программой, кто-то редактирует, кто-то дает уроки...Вы как люди, у которых есть семьи, дети и ответственность за них, кроме священнического служения должны позаботиться о том, чтобы эти семьи и самих себя содержать. Как? У каждого свои таланты, свои возможности. Думайте об этом...Вы должны быть финансово независимы."
1:10 - "Разные варианты есть: от рэкета до издательства. Но каждый выбирает...Рэкет тоже бывает разный...", - митр.Тихон. Студенты смеются.
Далее митрополит рассказывает о Причастии в своей митрополии (1 :18). Причащают запасными Дарами. "Человек открывает рот и лжицей туда мы...туда мы вкидываем. Ну слюна же, от этого никуда не деться", "Должны быть в первую очередь освященные Церковью, даже обновленные какие-то обряды... В древности люди несли запасные Дары в домы свои. Это освящено традицией - Причащение запасными Святыми Дарами".
(Это ложь. Самостоятельное Причастие мирян осуждено Шестым Вселенским Собором.)
С 1 : 20 - о сложностях Причастия запасными Дарами. "Да нет никакой сложности. Он жуёт себе, запивает и там у него всё..."
Далее снова о проблемах Сретенской семинарии, странных традициях и нововведениях нового ректора вл.Амвросия.
______________
Я бы хотела остановиться на вполне земном вопросе о материальном положении духовенства. Во-первых, удивлена позицией митрополита Тихона. Неужели архипастырь не знает, что священнику нельзя по канонам служить Богу и совмещать это служение со светской работой?..Но даже если отбросить каноны как некий хлам, доставшийся нам по наследству от Отцов Церкви, то встает вопрос как совместить несовместимое? Кто будет служить в Праздники, которые постоянно выпадают в будние дни, если священство в это время на светской работе?
Во-вторых, если мы возвратились в советское время, когда Церковь была гонима, священники иногда служили, а в основное время работали на светской работе, то зачем тогда набирать мальчишек в семинарии? Зачем рукополагать молодежь? Зачем строить семинарии, если есть дистанционное обучение, которое нам регулярно рекламируют на сайте митрополита Православие.вру?..
Надо набирать в семинарии и в клир исключительно пенсионеров, а также тех, кто сможет совмещать свою светскую деятельность с церковной (ну, всяких айтишников на удаленке, бизнесменов с налаженным бизнесом, разных рентоориентированных и т.п.). А мальчишкам вместо Духовной семинарии надо получать светское образование. Потом нарабатывать опыт, стаж. Кормить семьи. Ставить детей на ноги. Гасить ипотеку. Потом, с годами, когда-нибудь приходить к служению. Вот это будет ответственный подход. И только тогда будет полная независимость пастыря от финансов Церкви. Надеюсь, что митр.Тихон будет последователен и в своём учебном заведении ограничит возраст поступающих.
Никогда не поверю, что митр.Тихон не в курсе того, как совмещают служение и работу священники в других странах. Священник, к примеру, всю неделю работает на почте. Служит только в воскресенье. Паства не имеет возможности поговорить с ним о своих проблемах, не может посоветоваться. Священник для людей недоступен.
Ну и мы видели чем оборачивается отказ от богослужений в западных храмах. Их не на что содержать, они становятся не нужны. Я не стану публиковать фотографии этих несчастных церквей, все и так их видели. К примеру приведу лишь католический храм в Тоскане, который сейчас продаётся уже как жилой дом, где на месте Алтаря у новых хозяев бар -
http://www.affare.ru/italy/properties/782-it704c.html На фоне таких дискуссий удивила очередная статья о десятине -
http://www.pravoslavie.ru/131706.htmlЦитирую автора:
"...Эти различные взгляды и отсутствие единой практики в значительной степени объясняют плачевное финансовое положение, в котором сегодня находятся столь многие наши приходы. Только самые крупные приходы Русской Православной Церкви Заграницей - и то не все - поддерживают свое духовенство. Люди ожидают, что их священник будет в церкви воскресенье за воскресеньем (не говоря уже о субботних вечерах и праздниках), приходя раньше всех и уходя позже всех, будет доступен по телефону для совета и в экстренных случаях, будет всегда готов при необходимости отслужить молебен или панихиду - и все это в дополнение к светской работе на полную ставку и заботе о своей семье. Как в таких условиях вообще можно ожидать, что у священнослужителей будет достаточно сил на надлежащую организацию приходской жизни или благовестническую деятельность? Многие из них уже на грани выгорания. Очевидно, что, если бы наши приходы имели надежный и достаточный доход, который мог бы обеспечить поддержку священника, они могли бы гораздо эффективнее вести как внутренние, так и внешние дела."
Автор статьи в отличие от митр.Тихона понимает, что у работающего духовенства Запада не получается успевать совмещать духовное и земное. И вопрос о десятине он рассматривает в положительном ключе в том числе потому, что десятина - это гарантированное материальное положение нашего духовенства. Получается, что владыка Тихон как-то совсем иначе видит этот вопрос.
Печально, что митрополит, которого семинаристы зовут "Батя", только сейчас заговорил о том, что надо работать на светской работе, а остальное приложится. Как - нибудь и когда-нибудь. Печально, что "Батя" не предупредил "детей" об этом заранее. Мальчишек-выпускников, обвешанных младенцами, ныне поставили перед фактом, мол, выживайте, думайте. Так отцы не делают.