Божественная Литургия - это не урок...

Feb 26, 2020 19:07

...и не спектакль.
Увы и ах, но мода на "миссионерские" Литургии пришла в родные места, в любимый собор.






.

Кострома Православная

27 янв 2020 в 14:41
25 января по инициативе миссионерского и молодежного отделов Костромской епархии в храме Воскресения Христова на Дебре была совершена миссионерская Литургия.

Миссионерская Литургия - это особенное богослужение, в процессе которого объясняются совершаемые священником действия.

Богослужение возглавил руководитель миссионерского отдела Костромской епархии иерей Дмитрий Трифонов в сослужении клирика Воскресенского собора, заместителя руководителя молодежного отдела Костромской епархии иерея Георгия Омельченко.

На данной Литургии верующие смогли услышать разбор следующих моментов богослужения:

- начальный возглас и мирная ектения;
- сугубая ектения;
- Символ Веры и "целование мира" перед ним;
- окончание Литургии (отпуст).

По благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта каждую последнюю субботу месяца в Воскресенском храме будет совершаться Божественная литургия с разъяснениями. Следующая подобная Литургия состоится 29 февраля. После богослужения планируется совместное чаепитие с верующими и обсуждение службы.



Ну что сказать по этому поводу, если итак об этом писалось тысячу раз...
В Служебнике, "Известии Учительном" прямо говорится, что Литургия может приостанавливаться лишь в исключительных случаях:
Если иерей во время совершения проскомидии, или совершения Литургии, до Великого входа, будет позван ради смертной нужды, крестить или исповедовать не на далекое расстояние, то оставит на том месте служение и идет быстро туда и, сотворив больному при смерти все необходимое во спасение, возвратится и докончит Божественную службу. В церкви же во время своего отсутствия велит читать Апостол, или псалмы, или каноны, ради пришедших на службу людей. Если же задержится там по нужде и опоздает, то оставит совершение Литургии, а на следующий день утром совершит полностью Литургию и после потребления Святых Даров потребит и оставшиеся от незаконченной Литургии хлеб и вино, как было сказано выше. После же Великого входа и освящения Даров не должен прекращать совершать Литургию, полагаясь на волю Божию о болящем.

Если же кто захочет, уничижая святую Православную веру, убить служащего иерея, то иерей должен не прекращая совершать службу, даже если и придется быть ему убитым. Так как если претерпит убиение, то будет причтен к мученикам.
Если во время Божественной службы загорится церковь, или от бури, или по какой другой причине начнет падать ее верх, то иерей сохранно с антиминсом должен взять Дары и выйти из церкви. И на другом, приличном месте, на том же антиминсе совершить Божественную службу, начав с того места, где остановился.

Больше всего лично мне понравился аргумент священника о том, что послы св.кн.Владимира, прибывшие в Византию, не были катехизированы, воцерковлены, крещены, но Литургию и её красоту поняли и почувствовали.

image Click to view



- Я знаю о существующей практике так называемых миссионерских Литургий, когда служба прерывается и батюшка объясняет то или иное место. У меня смущение: верующему и так бывает тяжело сосредоточиться на молитве, а если служба прерывается, насколько это бывает полезно? Я знаю, что есть разные точки зрения по этому вопросу, но мне хотелось бы услышать, как Вы к этому относитесь.

- Очень хороший, актуальный, злободневный вопрос. Дело в том, что и в миссионерской концепции Русской Православной Церкви оговорена, как один из пунктов, желательность проведения миссионерских Литургий. Хочется обратить внимание вот на что: раз уж Вы задали мне этот вопрос, я уж дерзну поделиться своей скромной точкой зрения. Дело в том, что богослужение, особенно Божественная литургия, относится к внутренней, сокровенной жизни Церкви. Неслучайно в древности (об этом знает каждый священник, закончивший духовную школу, и даже богословски подкованные миряне), на Литургии верных оставались только верующие, воцерковленные люди, которые имели благословение и возможность приобщаться к Таинствам. После слов диакона: «Оглашенные, изыдите» - из храма выходили готовящиеся к крещению, или те самые оглашенные. Даже крещеные люди, согрешившие тяжелым грехом и находящиеся под епитимией, выходили из храма в этот момент, потому что Божественная литургия относится к сокровенной, внутренней жизни Церкви. Неблагоразумно и тем более неблагоговейно относиться так к Литургии, как очень мудро говорит наш современник, архимандрит Ефрем из Ватопедской обители, который в свое время привозил пояс Пресвятой Богородицы. В России, во многих епархиях, он встречался с духовенством и учащимися духовных школ. Когда ему задали подобный вопрос в Витебском университете об отношении к разного рода инновациям в богослужении, он очень мудро обратил внимание на то, что Божественная литургия - это не урок в школе или в университете. Там мы сердцем воспринимаем, а не умом. Поэтому, я прошу прощения, если я резко скажу, Литургию нельзя воспринимать как некий, простите, учебный тренажер. Если молитвенную ткань Литургии рассечь по живому и вставить комментарий, пусть даже лучший на свете, объясняющий, какие движения делает священник и какие слова он произносит, то мы, дорогие друзья, потеряем гораздо больше, чем приобретем. Большой вопрос, что вообще приобретем. Как вы, кстати, очень хорошо отметили, что даже человеку верующему, ведущему церковную жизнь, и то бывает непросто во время Божественной литургии сосредоточиться, чтобы рой помыслов не отвлекал от произносимых священником и поемых на клиросе слов. Быть внимательным во время Литургии и то бывает тяжело, а представьте, если еще молитвенную ткань рассечь и вставить комментарий. Моя личная точка зрения - это не очень правильная практика. Можно привести такой пример. Послы святого князя Владимира (как раз в этом году 1000-летие блаженной кончины святого князя Владимира будем отмечать на общецерковном уровне), которые были направлены узнать, какая из вер лучшая, какую веру избрать князю и его народу, пришли в Константинополь. Их не стали долго катехизировать, с ними не стали спорить, а пригласили в храм Святой Софии на богослужение. Когда они попали в атмосферу молитвы, благодать Божия коснулась их сердец, и летописцы так зафиксировали их слова: «Мы не знаем, где мы находились: на небе или на земле». Их посетило ощущение благодати. Они пережили не интеллектуальное, не умственное, не рациональное, а сердечное соприкосновение с красотой богослужения. Послы говорят князю: «Вкусив лучшего, никто не захочет худшего. Мы хотим такую же веру, как у греков, потому что Бог с ними обитает». Обратите внимание: это были люди мудрые, которые шли испытать веру, и им никаких богословских «инноваций» там не предлагали.

Можно привести примеры более близкие к нам. Кстати, архимандрит Ефрем многие эти примеры приводит. Сейчас многие соотечественники имеют возможность посещать Святую Гору Афон, присутствовать на многочасовых, иногда даже на 17-часовых непрерывных богослужениях. Я тоже был на одном из таких богослужений. Незабываемое впечатление! Наши соотечественники присутствуют во время богослужения на неродном, незнакомом языке. Многие из них ни одного слова не понимают, но выходят после службы окрыленные, полные сил, потому что не умом они воспринимали, а сердцем; их благодать Божия касается. С юмором говорят люди, побывавшие на Святой Горе Афон, что есть даже такое понятие «афонская болезнь», то есть желание еще хотя бы раз в жизни посетить Святую Гору и поприсутствовать на богослужении. Я очень благодарен, что Вы этот вопрос задали. Люди, которые не знают богослужения, действий, слов священника, что произносится и зачем, но они присутствуют в атмосфере молитвы и уходят совершенно другими. И вопрос: у тех, кто присутствует во время Литургии с комментариями, будет ли такое же внутреннее состояние после таких Литургий? Очень и очень сомневаюсь.

И в заключение хотелось бы сказать: конечно, я глубоко убежден, что те священники-миссионеры, миряне-миссионеры, которые движимы лучшими, благороднейшими мотивами и пытаются вводить такую практику, рано или поздно (кто-то раньше, кто-то позже) это почувствуют и откажутся от неё. Убежден на 100 процентов! Кому-то, может быть, надо чуть-чуть больше времени, чтобы понять, что он делает что-то не совсем правильное., Как правило, молодые священники находятся в состоянии эйфории от того, что причастны к чему-то великому, важному, полезному для людей. Когда это чувство остывает, человек понимает, что потеряно больше, чем приобретено. Поэтому не осуждайте тех батюшек и мирян-миссионеров, практикующих такие Литургии, но имейте в виду, что они со временем откажутся от такой литургической практики.

Протоиерей Димитрий Беженарь

На мой взгляд, пояснения Литургии могут быть озвучены священником или диаконом и до совершения Литургии, и после. А также вполне допустимы  в печатном виде. Привожу фото небольшой брошюры (высокого качества, к слову), подаренной о.Андреем Бироном в 1993 году в храме св. Александра Невского в Копенгагене. Храм был построен в 1881 году на средства Императрицы Марии Федоровны, матери Николая Второго.
В таких пояснениях, прилагаемых к фотографиям, сделанным не во время Богослужения, не вижу ничего плохого. Но ведь это же печататть надо, раздавать, т.е. - вкладываться. Таинство прерывать гораздо проще и дешевле.





























Рисунок храма на задней обложке выполнен княгиней Ольгой Александровной.


жесть, Дания, Православие, модернизм, Кострома, Миссия

Previous post Next post
Up