Найден медный петух с вложенными в него святынями, венчавший шпиль Нотр-Дам-де-Пари.

Apr 17, 2019 05:26

 Петух-мощевик найден, Франция спасена! :)



Блогеры пишут, что собор Парижской Богоматери превратился то ли в музей, то ли в склад различных скульптур, картин и т.д. Но в прежние века ситуация была тоже не проста.
Цитирую отрывок из статьи о соборе архимандрита Августина (Никитина), статья полностью-  - https://spbda.ru/publications/arhimandrit-avgustin-nikitin-sobor-parijskoy-bogomateri-notre-dame-de-paris/


Паперть Собора Парижской Богоматери в XVII веке

Для того чтобы лучше понять значение собора Парижской Богоматери, перед осмотром его внешних и внутренних богатств следует представить себе, как он выглядел вначале, когда перед ним не было теперешней огромной пустой площади. «Перед собором Парижской Богоматери, со стороны паперти, расстилалась великолепная площадь, застроенная старинными домами с вливающимися в нее тремя улицами, - пишет Виктор Гюго. - Далее направо, налево, к востоку, к западу в этом сравнительно тесном пространстве Сите вздымались колокольни двадцати одной церкви различных эпох, разнообразных стилей, всевозможных размеров».

Первоначальная паперть была в шесть раз меньше современной. Расположенная вместе с храмом на возвышении двух с половиной метров над уровнем прилегавших к ней улиц, она была обнесена стеной. За восемь столетий разница уровней сгладилась. В средние века эта паперть имела важное и даже грозное значение. Перед северным порталом находился род виселицы, именуемой «лестницей парижского епископа». К подножию этой лестницы приводили особо важных преступников, осужденных на публичное покаяние - «аmendе hоnоrablе». В одной рубахе, босой, с непокрытой головой и с веревкой на шее, осужденный медленно подходил, неся в руке восковую свечу. На груди и на спине висели доски, где было начертано его преступление. Он должен был стать на колени, всенародно признать свою вину и покаяться, умоляя об отпущении грехов. После этого епископ выносил свой приговор.

Сюда в XIV веке привели Жака де Моле, великого магистра ордена храмовников, и командора ордена Ги, чтобы прочитать им папский указ. После этого они были сожжены живыми на одном из островов, где теперь находится площадь Дофин. Иногда эти публичные покаяния сопровождались жестоким издевательством. Когда в 1344 году провинившегося диакона де Малеструа поставили у лестницы, туда же привезли тележку, наполненную отбросами: гнилыми плодами и тухлыми яйцами, - чтобы толпа могла бросать их в осужденного. Позже на публичное покаяние были осуждены Равальяк, Картуш, Дамьен, Бренвилье и другие. Эту зловещую лестницу убрали в XVIII веке и на ее месте поставили позорный столб с колодкой, к которой привязывали преступника.

К концу Средневековья ужасное бедствие представляли собой нищие. Их жалкие оравы вторгались в церкви и своими воплями и стенаньями мешали богослужению. Немало среди них было и мошенников, «validi mendicantes». В 1428 году капитул собора Нотр-Дам тщетно пытался не пускать их дальше церковных врат; лишь позднее удалось вытеснить их, по крайней мере, с хоров, однако они остались в нефе[6].

На паперти бывали и представления мистерий. Воздвигались подмостки, и на них разыгрывались сцены из Священного Писания. Эти представления всегда имели большой успех и важное значение: они служили наглядным Евангелием в ту эпоху, когда грамотных было мало, а латинский язык знали только избранные. Видимые образы и слова мистерий на старофранцузском языке были всем понятны.

Наряду со сценами на священные сюжеты в Париже в 1389 году, во время въезда Изабеллы Баварской в качестве супруги Карла VI, можно было видеть белого оленя с позолоченными рогами и короной на шее; он возлежал на «lit de justice» («ложе правосудия»), поводил глазами, двигал рогами, ногами и, наконец, высоко поднимал меч. Тогда же с башни Нотр-Дам спускался ангел «par engins bien faits» («с помощью искусных орудий»); он показывался как раз в тот момент, когда проезжала королева, проникая сквозь прорезь в пологе из голубой тафты с золотыми лилиями, которым был перекрыт весь мост целиком, увенчивал Изабеллу короной и исчезал так же, как появлялся, «comme s’il s’en fust retourne de soy-mesmes au ciel» («словно бы он сам собой вернулся на небо»).

(Но и в наше время эти средневековые мистерии изредка разыгрываются перед собором Парижской Богоматери. В 1935 году, после перерыва в несколько столетий, на паперти собора снова была представлена древняя мистерия. Ее постановка потребовала огромной работы и затрат, но успех оправдал их. И на протяжении нескольких лет представления мистерии возобновлялись.)

Менее торжественно протекала будничная жизнь Нотр-Дам. В XV и XVI веках используемая в церковных целях часть сооружения едва ли не ограничивалась одними хорами, которые отгораживались перегородками от остальной части собора. В то время как каноники служили мессы, в нефах бегали бродячие собаки, занимались своим промыслом «жрицы любви», не один убийца воспользовался благодатной темнотой.

Теперешний собор Парижской Богоматери - лишь подобие того средневекового храма, который был возведен восемь веков тому назад. Ибо Людовик XIV (1661-1715) буквально искорежил его, уничтожив внутреннее убранство и алтарь, когда освобождал там место для трона, после чего при реставрации интерьера половина собора была построена заново. Но если то, что мы видим сейчас, не совсем подлинная старина, впечатление от нее все равно остается на всю жизнь.
***************************
В наши дни вместо нищих в неф собора безобразным образом  врывалась  группа Фемен (2013 год) :

image Click to view


уроки истории, Франция

Previous post Next post
Up