Выход сам напрашивается: прекратить петь. Но если для них пение больше, чем пение, то их страстью (в хорошем смысле этого слова) пользуются настоятели.
Певчие и регенты порой такие увлечённые люди, настолько погружены в пение, настолько им живут и дышат, что этим пользуются, это так. И выход тут либо смиряться, либо уходить. Не ценится профессия, труд не считается трудом.
Ну конечно. Так же бывает с энтузиастами в других областях, например, при работе с детьми, ведении каких-то кружков. Работодатель быстро просекает, на ком можно возить воду и беззастенчиво этим пользуется.
Давно я собирался высказаться на подобную тему, только все не мог насмелиться подойти к ней. Так что, в какой-то мере - благодарю Вас, матушка Анна! Вообще эта проблема - не только певчих и регентов, но и всех трудящихся при приходах. Просто певчие - они голосистые, потому время от времени и подают возмущенный голос. А остальных - вообще не бывает слышно. Как выглядит данная проблема с поповской (настоятельской) точки зрения? 1. То, о чем должны знать все, но мало кто догадывается: У нас (в бывшем Советском Союзе) Церковь отделена от государства. (Это знают все.) Но то, что все, кто так или иначе трудятся в приходах ни копейки из каких-то внешних фондов не получают - об этом, оказывается, не догадываются даже некоторые прихожане, не говоря уж о людях совсем внешних. Что из этого следует? Только лишь то, что всякая копейка, которая может быть выплачена из церковной кассы, вначале в эту кассу должна попасть. И попадает она туда, /как бы кто не пытался представить что-то другое, но/ только как прямое или косвенное пожертвование.
( ... )
Да, матушка, здравствуйте! А то я, даже не поздоровавшись, сразу начипятал многабукаффф :))) И то, что я высказал ранее - это даже не замечания, а больше - рассуждения и пояснения. И даже сейчас будут не столько замечания, сколько уточнения. >> Причина падения доходов в храмах банальна - это следствие падения благосостояния всего народа.<Не только. В советские годы в деревне, где я учился в школе, было всего четыре телефонных номера и не более 10 автомобилей в личном пользовании. Сегодня у каждого жителя в кармане мобильник, и в трех из четырех дворов - машина. Но в советские годы поповские доходы действительно были высокими: записка на Литургию - "заказная обедня" стоила три рубля, а "проскомидия" - 1 рубль. И в городском храме на воскресной службе одних записок было около сотни штук, т.е. только с "обедень" доход составлял рублей триста. При цене булки хлеба в 24 копейки, литра молока в 20 копеек и квт электричества в 4 коп. Но сегодня "обедня" "стоит" в среднем одну булку хлеба... Это - во-первых. А во-вторых - количество тех
( ... )
Да, сегодня храмов много. Появилась даже некоторая "конкуренция", если можно так выразиться. Как-то читала интервью старейшего петербургского священника о.Богдана Сойко. Он рассказывал, что в советское время в соборе народу было очень много, храм был заполнен от входных дверей до Царских Врат. Когда стали открываться другие храмы, Николо-Богоявленский собор стал уже не столь многолюден.
2. В предыдущем предложении я специально выделил привлечь множества прихожан и захожан. Т.к. именно здесь огромную роль играет качество церковного пения, и именно здесь чаще всего возникают конфликты между клиросом и алтарем, между клиросом и народом. И именно тут рождается требование "петь во славу Божию!" - ведь эта фраза имеет не только значение "бесплатно", но еще напоминает, что церковным пением следует Бога славить
( ... )
2. Поймите меня верно, отче. Я боюсь риторики в духе "во славу Божию". Очень часто вслед за такими призывами петь бесплатно хору идут призывы не платить духовенству. Пусть, мол, совмещают светскую работу и служение. Певчие же совмещают...Ну а доходы в таком случае полностью пойдут наверх, это факт.
3. Расходов много, это правда. И коммунальные услуги дорогие, и сотрудников над не забыть.
4. Мои певчие много лет назад хотели устроить забастовку. Выбрано было время Литургии, т.к. вечером проблема была бы решена просто, потому что вышел бы алтарник и всё прочитал. Народу по вечерам мало, прецедент бы не получился. Таким образом час X пал на утро. Но я сказала так: на Литургию придут причастники, именинники, мы не имеем права испортить им праздник! В общем, бунт у нас не вышел. Прибавок не добились. Хор со временем распался по разным причинам, но пришли другие певцы, "свято место пусто не бывает".
>>Поймите меня верно, отче. Я боюсь риторики в духе "во славу Божию". Очень часто вслед за такими призывами петь бесплатно хору << Каюсь, допустил игру слов. Но, на самом деле, мне встречались певчие, которые совершенно забывали о том, что они делают и где находятся. Поэтому в самом последнем предложении я подчеркнул, что "петь во славу Божию (не бес-платно, но своим пением славит Бога!)"
5. Петь во славу Божию могут позволить себе только очень обеспеченные люди. Таких единицы. В основном певчие где-то учатся, работают по совмещению. В 90-е годы многие пели именно так, во славу Божию, тогда время такое было- храмы только начинали восстанавливать, шло строительство и т.д. Но далее произошло то, что мы наблюдаем: настоятелям больших храмов хватает на дорогие авто, на ремонт и бесконечное украшательство, а на хоры денег нет
( ... )
>>Понимаете в чём дело, мыть полы и посуду может каждый здоровый человек, а пение предполагает наличие многолетнего муз. образования, опыт, талант. Но мы видим как пение приравнивается к клинингу.< Мне проще, т.к. я служу в селе и действительно образованных, опытных и талантливых певчих у меня нет. Вернее - семь лет была такая регент, приехавшая с города-миллионника, но скоро будет год, как она от нас перешла в кафедральный храм. А поют у нас необразованные и неопытные, но желающие Богу послужить. Было время, когда в хоре стояло больше двадцати человек - было и такое, что пела и читала одна регент. Сейчас опять набирается группа энтузиастов из числа прихожан
( ... )
Конечно, в Церковь приходят не ради денег или каких-то благ.
Без пения не бывает богослужения. Церковное пение - его основа. А без уборщицы мир не рухнет, ею может стать любой. С пением всё сложней в сто раз. Нужен голос, образование, практика и т.д. Поэтому не соглашусь, не могу приравнять творческий труд к физическому. Искусство к бытовым вещам (хотя физический труд тоже ценю, естественно).
Comments 29
Reply
Да итак многие практически во славу Божию служат. Заслуженных денег только на проезд и туфли раз в сто лет хватает. Беда...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вообще эта проблема - не только певчих и регентов, но и всех трудящихся при приходах. Просто певчие - они голосистые, потому время от времени и подают возмущенный голос. А остальных - вообще не бывает слышно.
Как выглядит данная проблема с поповской (настоятельской) точки зрения?
1. То, о чем должны знать все, но мало кто догадывается:
У нас (в бывшем Советском Союзе) Церковь отделена от государства. (Это знают все.) Но то, что все, кто так или иначе трудятся в приходах ни копейки из каких-то внешних фондов не получают - об этом, оказывается, не догадываются даже некоторые прихожане, не говоря уж о людях совсем внешних. Что из этого следует? Только лишь то, что всякая копейка, которая может быть выплачена из церковной кассы, вначале в эту кассу должна попасть. И попадает она туда, /как бы кто не пытался представить что-то другое, но/ только как прямое или косвенное пожертвование. ( ... )
Reply
Reply
А то я, даже не поздоровавшись, сразу начипятал многабукаффф :)))
И то, что я высказал ранее - это даже не замечания, а больше - рассуждения и пояснения.
И даже сейчас будут не столько замечания, сколько уточнения.
>> Причина падения доходов в храмах банальна - это следствие падения благосостояния всего народа.<Не только. В советские годы в деревне, где я учился в школе, было всего четыре телефонных номера и не более 10 автомобилей в личном пользовании. Сегодня у каждого жителя в кармане мобильник, и в трех из четырех дворов - машина. Но в советские годы поповские доходы действительно были высокими: записка на Литургию - "заказная обедня" стоила три рубля, а "проскомидия" - 1 рубль. И в городском храме на воскресной службе одних записок было около сотни штук, т.е. только с "обедень" доход составлял рублей триста. При цене булки хлеба в 24 копейки, литра молока в 20 копеек и квт электричества в 4 коп. Но сегодня "обедня" "стоит" в среднем одну булку хлеба... Это - во-первых. А во-вторых - количество тех ( ... )
Reply
Как-то читала интервью старейшего петербургского священника о.Богдана Сойко. Он рассказывал, что в советское время в соборе народу было очень много, храм был заполнен от входных дверей до Царских Врат. Когда стали открываться другие храмы, Николо-Богоявленский собор стал уже не столь многолюден.
Reply
Reply
3. Расходов много, это правда. И коммунальные услуги дорогие, и сотрудников над не забыть.
4. Мои певчие много лет назад хотели устроить забастовку. Выбрано было время Литургии, т.к. вечером проблема была бы решена просто, потому что вышел бы алтарник и всё прочитал. Народу по вечерам мало, прецедент бы не получился. Таким образом час X пал на утро. Но я сказала так: на Литургию придут причастники, именинники, мы не имеем права испортить им праздник!
В общем, бунт у нас не вышел. Прибавок не добились. Хор со временем распался по разным причинам, но пришли другие певцы, "свято место пусто не бывает".
Reply
Каюсь, допустил игру слов. Но, на самом деле, мне встречались певчие, которые совершенно забывали о том, что они делают и где находятся. Поэтому в самом последнем предложении я подчеркнул, что "петь во славу Божию (не бес-платно, но своим пением славит Бога!)"
Reply
Reply
Reply
Reply
Без пения не бывает богослужения. Церковное пение - его основа. А без уборщицы мир не рухнет, ею может стать любой. С пением всё сложней в сто раз. Нужен голос, образование, практика и т.д. Поэтому не соглашусь, не могу приравнять творческий труд к физическому. Искусство к бытовым вещам (хотя физический труд тоже ценю, естественно).
Reply
Leave a comment