Click to view
С 9-й минуты владыка говорит, что можно поминать католиков на православной Литургии.
Всё понимаю. В Беларуси действительно много браков между православными и католиками. Но католики - не члены Православной Церкви, так что поминать на Литургии их нельзя. Литургическое поминание предполагает не чьи-то хотелки, а предполагает членство в Церкви. Такими темпами владыка скоро начнёт за Папу Франциска молиться...Сначала помянет Папу, потом патриарха Кирилла, а далее всех подряд.
-Ну а как же догматика?
-Пускай лесом идёт!
Такая что ли логика?..
Не помню где читала, вроде бы у о.Андрея Кураева в сносках или ссылках к книге "Всё ли равно как верить?" или в "Традиция, догмат, обряд" такую историю: некто настоятель какого-то православного монастыря, являясь искренним почитателем Наполеона, просил Синод разрешить ему в частном порядке поминать Бонапарта за Литургией. И по неотступности просителя, Синод разрешил ему оное действо. По прошествии нескольких лет, поминаемый раб Божий Бонапарт сжёг оную обитель до тла. Не в коня корм, но интересно другое : за разрешением на поминовение в то время обращались в высший церковынй орган. Никакого самоуправства не водилось :-) Поэтому вдвойне странно нынешнее заявление митрополита всея Беларуси Павла. У нас с католиками на данный день нет общей Церкви. Увы, точка.
Святые Отцы давно предупреждали, что в последние времена дьявол будет нападать именно на догматы. Так что, "всё предсказано святыми" (с), а перед нами сейчас наглядный пример такого нападения.
Мне понравился ответ владыки Тихона (Шевкунова) в одной из передач. На вопрос о том, сколько людей состоит в Православной Церкви, он ответил, что точное количество никому не ведомо, но все люди, которые каются и причащаются в православных храмах, и есть члены, составляющие Православную Церковь.
При этом, конечно, мистические границы Церкви ведомы только Богу.