Фильм М.Скорсезе "Молчание", или Наглядно о ментальной резервации.

Jul 03, 2017 15:36

image Click to view


Пока православный наш народ проклинает фильм Учителя "Матильда", обсуждает и осуждает фильм Звягинцева "Нелюбовь", мне удалось выкроить время для просмотра фильма "Молчание", снятого режиссёром Мартином Скорсезе.

Фильм знаменитого режиссёра получился ожидаемо яркий, интересный, спорный и неоднозначный. Показанная история держит зрителя от начала до конца фильма достаточно сильно, хотя никаких супер- спецэффектов и трюков, сражений и гонок, а также экшена  мы не видим. И вообще повествование фильма идёт в спокойном, размеренном темпе. Moderato - так бы обозначили этот темп музыканты.

Преамбула фильма такова: семнадцатый век, Япония. Католическая Церковь старается распространять своё влияние на японской  территории. Многие священники отправляются с миссией в Страну восходящего солнца, намереваясь нести учение о Христе местному населению, поклоняющемуся Будде.
Двое священников из Ордена иезуитов тоже отправляются в Японию. Не только ради миссии, но и для того, чтобы найти своего пропавшего духовного наставника. Отцам-иезуитам приходитсся сталкиваться с реальной опасностью каждый день, т.к. на территории страны власти устроили гонения на христиан.  Последние вынуждены скрывать свою принадлежность к христианской вере, молиться как первые христиане в катакомбах. Но тем временем японский Инквизитор и его слуги обходят земли, чтобы выявить новообращённых христиан-японцев. Сначала обнаруженных христиан призывают отречься от христианства, наступив на изображение Христа. Тем, кто это сделает, даруется свобода. Тем, кто не хочет отрекаться - мучительная смерть.




Древние фуми-э - изображения Христа и Богородицы, на которые власти Японии заставляли наступать католиков (подробнее -
http://hram-nevsky-kruf.cerkov.ru/2014/11/01/fumi-e/ )

Оба священника видят реальную смерть, муки людей, но  ничем  страдальцам помочь  не могут. Один священник приходит к мнению, что несмотря ни на что наступать на изображение Господа нельзя. Второй священник считает иначе. Он призывает христиан выполнить это действие чисто формально, оставаясь в душе при этом верующими людьми. Так они и поступают. Но коварные японцы не поверили христинам, заподозрили их в обмане. Поэтому стражники приносят крест  и велят каждому в него плюнуть, а также произнести кощунственные слова про Пречистую Деву. Истинные христиане-католики этого не делают и в итоге погибают. Вместе с ними погибает и один из священников.

Кульминационный момент фильма. Оставшийся в живых молодой священник всё-таки находит своего духовного учителя. Его ждёт огромное потрясение - учитель отказался от христианства, от своего имени, принял буддизм, обзавёлся семьёй. Теперь он один из японцев, прошлое напрочь забыто. Объясняет эти перемены он следующим: его мучали, пытали. Но самое ужасное, что вместо него японцы пытали и убивали других людей. При этом  убеждали отказаться от веры, тем самым спасти невинных людей. Выбор был мучительный, закончился он предательским отказом от веры и спасением людей.
Дальше мы видим, что и молодой священник подвергается этой же экзекуции. Пятеро христиан подвешены вниз головой, их кровь  по капле покидает тела...Пожилой священник умоляет молодого спасти этих людей. Тот нравственно мучается, но совершает это деяние. Духовные силы его давно на исходе. Много раз на протяжении фильма он чувствует богооставленность, к концу фильма это чувство лишь усиливается. Животный страх перед смертью тоже разрушительно действует на священника, уничтожая все остатки мужества и подрывая веру.

В конце фильма мы видим, что оба священника исправно и трудолюбиво служат на благо японской стране. Позже пожилой отец-иезуит умирает своей смертью, а молодой отец продолжает его работу на японцев. В финальной сцене он умирает. Тело его помещается в деревянную бочку по буддистким традициям. Усопшему дают посмертное буддистское имя. Никто из окружающих не знает и не замечает, что в его руки вложен маленький деревянный крест с распятием...
Голос автора за кадром повествует, что "...человек, который когда-то был Родригесом, окончил свой путь так, как они хотели. И таким, каким я его  и видел в первый раз - потерянным для Бога. Но так  ли это или нет, разумеется, ответ может знать только Бог."

Ну что сказать...Муки нравственного выбора иногда пострашнее физических испытаний. Особенно, если ближний подвергается пыткам и мучениям. Вспомним одно из самых ярких житийных повествований о святых мученицах Вере, Надежде, Любви и их матери Софии. Дочерей мучали на глазах матери, которая проявляла необыкновенное мужество, призывала дочерей вытерпеть все мучения во имя Господа нашего Иисуса Христа. Все три дочери были обезглавлены. На третий день святая София умерла на могиле своих дочерей.  Святая София почитается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а душой и сердцем.
Подобных житий не мало. Первые века христианства ознаменовались как жестокими гонениями со стороны императоров, так и решительностью и храбростью христиан, не боявшихся претерпеть все мучения "даже до смерти".

К чему вольно или невольно призывает, а также учит фильм Мартина Скорсезе? Тому, что есть случаи, когда можно поступиться принципами и верой. Можно формально отказаться от Христа, но в душе  по-прежнему в Него веровать. И как знать, возможно, Господь смилуется над грешным и слабым человеком. Здесь наглядным образом продемонстрирован не христианский, а католическо- иезуитский принцип, неведомый православным христианам, - это принцип ментальной, или умственной, резервации. Этот принцип означает то, что христианин может сознательно обманывать других людей, вводить их в заблуждение тем, что часть мысли проговаривается про себя, а не вслух. Таким образом, лжи как будто и нет.



Не лишним будет вспомнить, что прежде режиссёр Скорсезе был отлучен Папой Иоанном Павлом Вторым от Римско-католической церкви за скандальный фильм "Последнее искушение Христа" (теперь об этом факте информации нет, включая Википедию). Но приходит к власти другой Папа - Папа Франциск. И режиссёр снимает фильм об иезуитах, и встречается с Папой, и обсуждает свой новый фильм. Если не ошибаюсь, несколько отцов из Ордена иезуитов  консультировали режиссёра. Общий язык явно найден.

Вернёмся к ментальной резервации. Можно привести исторический пример ментальной резервации из новейшей истории. Когда к власти в Италии пришли фашисты во главе с Муссолини, тогдашний Римский папа разрешил итальянской молодёжи вступать в фашисткие молодёжные организации и принимать клятву, но делая про себя мысленную оговорку, вот эту самую ментальную резервацию: "Принимаю эту клятву кроме всего того, что относится к закону Католической Церкви", то есть "де факто" это было разрешено при условии такого рода внутренней оговорки. Это одна из немногих официальных общих резерваций, которые были разрешены Римским папой.
(Подробнее о ментальной резервации в конце статьи прот.Максима Козлова и Огицкого Д.П. - "Особенности Римско-католического учения о Таинствах" - http://www.portal-slovo.ru/theology/37694.php )

На поставленный автором в конце фильма вопрос о спасении и потерянности человека, отказавшегося от Бога,  всё достаточно чётко и ясно сказано в Евангелии от Матфея, 10:32 : "Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь того и Я пред Отцем Моим Небесным".

Как поступим все мы при таких жизненных обстоятельствах, при возможных гонениях? Что выберем: жизнь тела и погибель души, или наоборот?..Никто из нас не знает.  Евангельская планка задана высокая, очень высокая. Её достигали и первые мученики, и наши Новомученики, а значит, с верой в Бога всё возможно.



Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София.
                                                                             Новгородская икона, 16 век.

Папа Римский, мнение, интересно, двойные стандарты, кино, католичество

Previous post Next post
Up