В конце февраля наткнулась на статью С.Худиева "Антихрист всё спишет, или О сидении в землянке" -
http://www.pravmir.ru/antihrist-vse-spishet-ili-o-sidenii-v-zemlyanke/ Цитирую автора:
"Продолжающееся в сети волнение относительновстречи Патриарха и Папы привлекло внимание к двум принципиально различным взглядам на миссию Церкви в мире. Согласно одному из них мы переживаем последние времена, антихрист то ли уже пришел, то ли вот-вот явится, и Церковь в этом мире, который покинула благодать, уже не может заниматься миссией или обращать народы и царства ко Христу. Церковь вообще ничего не может, кроме как залечь в глухой обороне, ожидая правления антихриста (с которым мы ничего поделать не можем) и его окончательного крушения при Втором и Славном Пришествии Господа - что произойдет силой Божией (тоже без нашего непосредственного участия).
Православные люди могут в этой ситуации занимать только пассивную оборону, отбиваясь от попыток антихристовых сил выманить их из землянки. А такие попытки обычно усматриваются абсолютно во всем - во всех сколько-нибудь значимых событиях, и уж точно - во встрече Патриарха и Папы.
Негативная реакция на это событие неизбежно обусловлена тем, что реакция на любое вообще событие может быть только испуганной, потому что снаружи землянки, где мы прячемся от антихриста, в принципе не может происходить ничего хорошего. В переживании веры как сидения в землянке со свечой, в то время как снаружи бушует антихрист, может быть что-то психологически привлекательное."
_____
Поднятая С.Худиевым тема подкреплена чудесной картинкой. Видимо, только так воспринимаются православные верующие, небеспочвенно узревшие во встрече Патриарха и Папы тревожные тенденции, другими "продвинутыми" верующими:
Это был взгляд православного автора. А вот как видит православное большинство спецкорреспондент "Эха Москвы" в Киеве Сакен Аймурзаев (по вероисповедению католик) Из интервью:
С. Аймурзаев
― Да, привет. Ты сказала, что думают католики. Что думают католики, может ответить только римский Папа. Вряд ли я, хотя я католик римокатолик, но вряд ли я могу говорить от имени…
О. Пашина
― А католикам запрещают высказывать свое личное мнение?
С. Аймурзаев
― Нет, можно сказать, но нельзя говорить от имени церкви. Я, кстати, с огромным интересом вас слушаю. Приветствую уважаемых гостей. Мне заочно знакомых, безусловно. И так как я сам интересуюсь католической церковью, то да. По поводу молитвы, кстати, я подумал о чем. Мне кажется, что то, что они совместно не помолятся, это все-таки требование российской стороны. Потому что Папа Римский он и с буддистами, и с отдельными представителями всякого рода анималистических религий Африки может молиться. Ему все равно с кем молиться. Он Папа. А вот патриарх у него чувствительная ситуация. Потому что в российском православии есть сидящие в символических еловых лесах православные, такие покрытые мхом, такие совершенно не чувствующие себя частью 21-го века, а где-то там оставшиеся еще в допатриаршей России, судя по всему. Поэтому для них молитва с Папой это молитва с Сатаной. Чтобы это не вызвало вопросов, я думаю, на всякий случай сказали. Хотя патриарх Кирилл он монах, а монах напомню, даже когда на дорогой яхте катается, он непрестанно молится. Такое правило.( Полностью -
http://echo.msk.ru/programs/exit/1708416-echo/ )
Таким образом, и известный православный публицист, и корреспондент-католик оказались едины во мнении насчёт православной паствы. В их глазах она сродни дремучему народу, живущему в замшелых землянках и сопротивляющемуся "просвещению" и "прогрессу".
Если бы "встреча тысячелетия" была посвящена только вопросам гонимых христиан, то можно было бы ожидать, что она не стала бы "красной тряпкой", раздразнившей и распалившей людей. Но пункты декларации, в которых высказано сожаление об утрате единства, а также об утрате евхаристического общения, были явно лишними в начавшемся диалоге. Как и обмен двусмысленными подарками. Как и появившиеся после встречи прокатолические статьи, в которых православный народ изображён карикатурно. А это не очень мудрое и христианское дело, проще говоря - ошибка.
Тут добавлю, что верующие провинции, "сидящие в еловых лесах", по своему складу более консервативны, нежели более либерально настроенные верующие двух столиц. Различия очень серьёзные.
Хотят того или нет "продвинутые" верующие обеих конфессий, но образец святости в Православии - это тихий молитвенник, молчальник, ушедший от "мирского мятежа" в глубокие леса, и там, в глухих дебрях, несущий духовный подвиг.
Преподобный Сергий Радонежский:
Преподобный Серафим Саровский:
![](http://ic.pics.livejournal.com/13vainamoinen/25263933/393629/393629_original.jpg)
![](https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRpqD5zmY2ga0e5bOt85nC7P76hXo18P11xX7FR2IOcPHek6YX7)
Ну и не буду оригинальна, если сравню преп.Серафима Саровского с "бедняком из Ассизи" -св. Франциском. И православный святой, и католический святой - примеры отшельничества, аскетизма, т.е. говоря языком современных публицистов, это люди, засевшие в землянке со свечой, в то время как снаружи бушует антихрист. Согласитесь, в этом есть "что-то психологически привлекательное"? :)
И здесь я снова процитирую С.Худиева:
"Нас невозможно упрекать в том, что мы плохо несем наше христианское служение - потому что кругом последние времена, масоны и антихрист, и мы уже все святые Максимы Исповедники, поскольку говорим врагам “нет”. Требовать от нас чего-то еще - миссии, социального служения, исправления общественных нравов, помощи гонимым (действительно, а не мечтательно гонимым) братьям, хотя бы личной добродетели - совершенно излишне, потому что в последние времена это все и ненужно и невозможно - а нам бы только в нашей землянке день простоять да ночь продержаться.
Но давайте трезво оценим ситуацию - мы живем вовсе не во времена антихриста. При антихристе открытое свидетельство о Христе будет просто невозможно, как невозможно будет христианское влияние на внешний мир. Те, кто будут жить в те тяжкие времена, действительно сподобятся венцов только потому, что они не отступили от Христа и Церкви.
Но сегодня мы можем открыто возвещать истину, приводить людей ко Христу, влиять на положение дел в мире, быть закваской, солью и светом - как и повелевает нам Евангелие. И если мы отказываемся это делать - мы виновны, как тот раб из притчи, которой опасливо решил скрыть серебро Господина своего."
Вот именно. Давайте трезво оценим ситуацию. Прежде чем "открыто возвещать Истину, приводить людей ко Христу, влиять на положение дел в мире, быт закваской, солью и светом" надо сначала самим стать чем-то большим в духовном плане, чем ноль. Святые: Серафим Сровский, Сергий Радонежский, Франциск Ассизский в первую очередь "спасались сами", живя праведной жизнью, и только потом выходили в мир для проповеди. Апостол Павел после обращения исчезал на 3 года, готовясь к проповеди. Поэтому их и услышали. Уверовал, и бац, готов проповедник - так только у протестантов бывает.
Для того, чтобы просиять святостью, да ещё и других озарить, надо некоторое время "посидеть в землянке". А только за профессорским столом святость не стяжается. И это "сидение в землянке" - общий момент у православной и старо-католической духовной традиции. Всё иное - нездоровое искажение. Католики сами отошли от своих основ, а теперь на очереди мы.
Мозаика капеллы Redemptoris Mater "Небесный Иерусалим"
Апостольский дворец, Ватикан, Рим.
Вокруг Девы Марии, образуя единое Тело Церкви, восседают те, кто уже стяжал через Нее спасение, - святые Запада и Востока. Именно им Господь уже даровал «всем вместе быть участником Его благодеяний, и видеть Его, и действовать» (Из Послания Св. Иустина к Диогнету). В Божественной Литургии Василия Великого весь ангельский лик, славословящий Господа у Св. Престола, расписан по чинам: «ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы и многоочитые херувимы». Более дифференцированное толкование дано в трактате Сщмч. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии»: I триада - серафимы, херувимы, престолы (при Боге), II триада - господства, силы, власти (мировладычество) и III триада - начала, архангелы, ангелы (при человечестве).
Сообразно с этим толкованием триады ангельского лика вокруг Девы Марии также сгруппированы в три ряда. Верхний ряд образует монашеский Лик Господств - основатели монашества на Западе: Антоний, Пахомий, Бенедикт, Франциск Ассизский, Доменик, Игнатий и на Востоке: Антоний Печерский, Феодосий, Сергий Радонежский, Иоанн Рыльский, Нил Сорский, Савва Сербский. Средний ряд составляют святые отцы - учителя Западной Церкви: Августин, Григорий, Иероним, Амвросий, Фома Аквинский, Иоанн и Восточной Церкви: Афанасий, Дионисий Ареопагит, Константин-Кирилл, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама. Именно их ряд образует своеобразное подножие трона, на котором восседает Дева Мария с Богомладенцем, подобно тому как писания Св. Отцов - это краеугольные камни Церкви. Наконец, в нижнем ряду расположены светские властители, причисленные к лику святых на Западе: Людовик, Жанна д‘Арк, Стефан Венгерский, Эдуард, Вячеслав, Томас Мор и на Востоке: Владимир, Борис, Глеб, Константин, Елена, Ядвига.
Click to view