Осенью 93 года мне и другим студентам Костромского Духовного училища посчастливилось побывать в сердце Дании - Копенгагене. Наша поездка осуществилась благодаря Лютеранской Церкви и Фонду диаконисс.
На фото - прихожане лютеранской церкви св. Анны, студенты и преподаватели КДУ.
Внизу, вторая слева - диаконисса церкви Вибеке Гойгард.
Здание Диаконии. Здесь, на 4 этаже, мы жили первую неделю. У каждого была своя комната, на этаже кухня, душевые и прочие удобства.
Вот небольшая статья с датского сайта -
http://www.dansk.ru/content/view/497/21/lang,russian/ История Фонда Дьяконисс должна быть написана
В 2013 году исполнится 150 лет с момента образования Фонда Дьяконисс. По этой причине Сюзанна Малхау Диец (Susanne Malchau Dietz) уже сейчас начинает писать историю Фонда.
Это не только история института, но и история многих сильных женщин, которые на протяжении столетий посвятили свою жизнь уходу за больными и немощными членами общины.
Юбилейный проект в настоящее время носит рабочее название "Давать надежду и оказывать помощь: датские женщины-лидеры Фонда Диаконисс и образование на протяжении 150 лет’, и Фонд Диаконисс выбрал преподавателя д-ра Сюзанну Малхау Диец в качестве руководителя по причине ее многолетних исследований в этой сфере.
”Мы рады, что имеем возможность нанять таких компетентных исследователей, как Сюзанна Малхау Диец, для того, чтобы написать историю Фонда Диаконисс. В нашей повседневности мы часто говорим о тех сильных женщинах, которые посвящают свою жизнь уходу за немощными. Было бы интересно сопоставить слова и факты на протяжении долгой и почтенной истории, на которой основывается Фонд Диаконисс,” - говорит генеральный секретарь Ханне Томсен (Hanne Thomsen).
Фонд Диаконисс является независимой диаконической организацией, основанной на международной церковной базе и создает основы диаконического сообщества для дьяконов и дьяконисс. Фонд Диаконисс является очень важным в церкви и обществе, и мы придаем большое значение его профессионализму. Фонд Диаконисс дает надежду людям, которые испытывают трудности и находятся в уязвимом положении. Фонд включает в себя примерно восемьсот студентов, пятьсот постоянных сотрудников и более двухсот добровольцев, которые тратят свое драгоценное время и силы на работу в церкви, в сферах образования и здравоохранения, направленной на помощь и психологическую поддержку пожилых людей и детей.
Статья на редкость правдивая. Действительно, Фонд опекает одиноких людей, детские садики, психиатрические больницы, гимназии, школы.
Мы были во многих учреждениях. В доме для престарелых за одним пожилым ухаживают два сотрудника, причём молодых.
Такая же пропорция в детских садах, больницах.
На фото - Анна Кирхе. Церковь не очень большая, но старинная, уютная, с прекрасным органом. В наш приезд работала воскресная школа и её посещало много детей. На первом этаже есть большой приходской зал для музыкальных вечеров, танцев, лекций, выступлений детского театра. Есть большая трапезная с мини-сценой и фортепиано.
Тут надо добавить, что кирха существует на пожертвования прихожан, многие из которых миллионеры даже по западным меркам. И все прихожане платят десятину, вносят пожертвования.
Преподаватель церковного хора, сольфеджио, регент училищного храма Наталья Вениаминовна Балуева проводит спевку с мужским составом. Мы, девушки, стоим на заднем плане.
И стоим, между прочим, не много ни мало, в алтаре.
На трапезе в храме собирались все прихожане. Справа мы видим Линду, жену водителя Прейвэна, и - о Боже!- она курит прямо в храме.
Но видели мы и не такое...Долго думала - писать или нет, тактично это или нет. И решила - правда есть правда. Речь о том, что диаконисса тоже курила с прихожанами и делала это совершенно открыто. А ещё была такая "фишка" - диаконисса вместе с молодыми прихожанами садилась на столы по праву истинной служительницы столов ( в церкви, разумеется ). Компания дружно доставала ящик пива и все пили прямо из горла. Наша группа была в шоке и полном нокауте...
( Вопрос : "Кого бы послать за Туборгом?" - не стоял. - Разумеется, служительницу столов ).
Ну а теперь о минусах. Диаконисса Вибеке служила в храме не одна. Был у неё помощник - молодой пастор Ларс.
Вторую неделю пребывания два моих педагога и я жили у него и его жены Анны ( к слову, милейшая пара ).
Богослужение возглавляла Вибеке в полном облачении и с крестом на груди. Она же произносила проповедь с кафедры, она же причащала прихожан. Пастор Ларс всё это время находился у неё на побегушках в её тени, был лишь помощником.
Нам было очень странно и непривычно взирать на такое распределение обязанностей и полномочий.
Такое иерархическое устройство - вершина современного религиозного матриархата и мечта феминисток.
И тут можно до посинения спорить -
http://diak-kuraev.livejournal.com/508379.html?thread=133224667#t133224667 ,
а можно почитать интересную статью о.Михаила Желтова о диакониссах древности -
http://www.pravenc.ru/text/171915.htmlКасательно возрождения института диаконисс моё мнение простое - лучше посмотреть на современных диаконисс и сделать выводы.
Почему-то ни отец Андрей, ни отец Михаил не говорят о том, что институт диаконисс не умер, а продолжает жить в Лютеранской Церкви. Поэтому, раз существует такая возможность, можно делегировать кого-нибудь из православных мужчин в реальную общину, под реальное руководство диакониссы и посмотреть что из этого выйдет. Бесценный опыт, между прочим...
Мой вывод простой - нельзя женщине в Церкви давать бОльшую власть, нежели мужчине. Не надо давать титулов и степеней, ставить на ступени иерархической лестницы - это ни к чему хорошему не приведёт. Женщина быстро грубеет, становится эдакой жёсткой мужланкой , командиршей, начальницей и это не по-христиански. Женщина частенько бывает предвзята, подвержена сменам настроения, но помощницей мужчине она может быть весьма успешно. Об этом и в книге Бытия написано: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Вот в этих словах всё сказано - помощница, а не руководительница.
Перефразирую апостола Павла: "Всё нам ( женщинам ) позволительно, но не всё полезно; всё нам позволительно, но не всё назидает".
У нас в дореволюционной России были сёстры милосердия и они вполне справлялись с социальными проблемами. Сейчас те же добрые дела милосердия осуществляют женские монастыри, такие как Марфо-Мариинская обитель.
Чужой опыт ( наличие диаконисс) у нас не приживётся, да и батюшки по ментальности отличаются от пастора Ларса - сбегут от своих деспотисс-диаконисс.
Внизу публикую фотографии с официального сайта Анны Кирхи -
http://www.annakirke.dk/ Строительство церкви св.Анны было начато в 1914 году, а полностью закончено в 1928 году.
Алтарь 1935 год.
Купель из гранита ( 1914 год)
На купели высечена надпись: "Пустите детей приходить ко Мне и не припятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие"
( Евангелие от Марка 10: 14)
Слева на фото - орган. Справа на фото- кафедра.
На фото - запрестольный образ , в середине фигура "Воскресение ангела" в бронзе ( 1998 год).
Если сравнить современный вид алтаря с видом алтаря 1935 года, то налицо коренные перемены.
Раньше в центре был Христос, а теперь ЛГБТ-шный ангел с женскими формами. Стены кирхи всё те же, но дух поменялся...
На фото - неф.
Дверные петли.
А вот и изгнанный Христос с Богородицей. В наш приезд этот запрестольный образ находился в алтаре, а теперь висит в другом месте храма, слева от алтаря, в тёмной нише.