Женское служение. Диакониссы.

Aug 21, 2013 18:42



Осенью 93 года мне и другим студентам Костромского Духовного училища посчастливилось побывать в сердце Дании - Копенгагене. Наша поездка осуществилась благодаря Лютеранской Церкви и Фонду диаконисс.
На фото - прихожане лютеранской  церкви св. Анны,  студенты и преподаватели КДУ.
Внизу, вторая слева - диаконисса церкви  Вибеке Гойгард.



Здание Диаконии. Здесь, на 4 этаже, мы жили первую неделю. У каждого была своя комната, на этаже кухня, душевые и прочие удобства.



Вот небольшая статья с датского сайта - http://www.dansk.ru/content/view/497/21/lang,russian/

История Фонда Дьяконисс должна быть написана







В 2013 году исполнится 150 лет с момента образования Фонда Дьяконисс. По этой причине Сюзанна Малхау Диец (Susanne Malchau Dietz) уже сейчас начинает писать историю Фонда.
Это не только история института, но и история многих сильных женщин, которые на протяжении столетий посвятили свою жизнь уходу за больными и немощными членами общины.
Юбилейный проект в настоящее время носит рабочее название "Давать надежду и оказывать помощь: датские женщины-лидеры Фонда Диаконисс и образование на протяжении 150 лет’, и Фонд Диаконисс выбрал преподавателя д-ра Сюзанну Малхау Диец в качестве руководителя по причине ее многолетних исследований в этой сфере.

”Мы рады, что имеем возможность нанять таких компетентных исследователей, как Сюзанна Малхау Диец, для того, чтобы написать историю Фонда Диаконисс. В нашей повседневности мы часто говорим о тех сильных женщинах, которые посвящают свою жизнь уходу за немощными. Было бы интересно сопоставить слова и факты на протяжении долгой и почтенной истории, на которой основывается Фонд Диаконисс,” - говорит генеральный секретарь Ханне Томсен (Hanne Thomsen).

Фонд Диаконисс является независимой диаконической организацией, основанной на международной церковной базе и создает основы диаконического сообщества для дьяконов и дьяконисс. Фонд Диаконисс является очень важным в церкви и обществе, и мы придаем большое значение его профессионализму. Фонд Диаконисс дает надежду людям, которые испытывают трудности и находятся в уязвимом положении. Фонд включает в себя примерно восемьсот студентов, пятьсот постоянных сотрудников и более двухсот добровольцев, которые тратят свое драгоценное время и силы на работу в церкви, в сферах образования и здравоохранения, направленной на помощь и психологическую поддержку пожилых людей и детей.

Статья на редкость правдивая. Действительно, Фонд опекает одиноких людей, детские садики, психиатрические больницы, гимназии, школы.
Мы были во многих учреждениях. В доме для престарелых за одним пожилым ухаживают два сотрудника, причём молодых.
Такая же пропорция в детских садах, больницах.
На фото - Анна Кирхе. Церковь не очень большая, но старинная, уютная, с прекрасным органом. В наш приезд работала воскресная школа и её посещало много детей. На первом этаже есть большой  приходской зал для музыкальных вечеров, танцев, лекций, выступлений детского театра. Есть  большая трапезная с мини-сценой и фортепиано.
Тут надо добавить, что кирха существует на пожертвования прихожан, многие из которых миллионеры даже по западным меркам. И все прихожане платят десятину, вносят пожертвования.




Преподаватель церковного хора, сольфеджио, регент училищного храма Наталья Вениаминовна Балуева проводит спевку с мужским составом. Мы, девушки, стоим на заднем плане.
И стоим, между прочим,  не много ни мало,  в алтаре.



На трапезе в храме собирались все прихожане. Справа мы видим  Линду, жену водителя Прейвэна,  и - о Боже!- она курит прямо в храме.
Но видели мы и не такое...Долго думала - писать или нет, тактично это или нет. И решила - правда есть правда. Речь о том, что диаконисса тоже курила с прихожанами и делала это совершенно открыто.  А ещё была такая "фишка" -  диаконисса вместе с молодыми прихожанами садилась на столы  по праву  истинной служительницы столов ( в церкви, разумеется ).  Компания дружно доставала ящик пива и все пили прямо из горла.  Наша группа была в шоке и полном  нокауте...
( Вопрос : "Кого бы послать за Туборгом?" - не стоял. -  Разумеется, служительницу столов ).

Ну а теперь о минусах.  Диаконисса Вибеке служила в храме не одна. Был у неё помощник - молодой пастор Ларс.
Вторую неделю пребывания  два моих педагога и я жили у него и его жены Анны ( к слову, милейшая пара ).
Богослужение возглавляла Вибеке  в полном облачении и с крестом на груди. Она же произносила проповедь с кафедры, она же причащала прихожан.  Пастор Ларс всё это время находился у неё на побегушках в её тени, был лишь помощником.
Нам было очень странно и непривычно взирать на такое распределение обязанностей и полномочий.
Такое иерархическое устройство - вершина современного религиозного матриархата и мечта феминисток.

И тут можно до посинения спорить  - http://diak-kuraev.livejournal.com/508379.html?thread=133224667#t133224667 ,
а можно почитать интересную статью о.Михаила Желтова  о диакониссах  древности -http://www.pravenc.ru/text/171915.html
Касательно возрождения института диаконисс  моё мнение простое -  лучше посмотреть на современных диаконисс и сделать выводы.
Почему-то ни отец Андрей, ни отец Михаил не говорят о том, что институт диаконисс не умер, а продолжает жить в Лютеранской Церкви. Поэтому, раз  существует такая возможность, можно делегировать кого-нибудь из православных мужчин  в реальную общину, под реальное руководство диакониссы и посмотреть что из этого выйдет. Бесценный опыт, между прочим...

Мой вывод простой - нельзя женщине в Церкви давать бОльшую власть, нежели мужчине. Не надо давать титулов и степеней, ставить на ступени иерархической лестницы - это ни к чему хорошему не приведёт. Женщина быстро грубеет, становится эдакой жёсткой  мужланкой , командиршей, начальницей и это не по-христиански. Женщина частенько бывает предвзята, подвержена сменам настроения, но помощницей мужчине она может быть весьма успешно. Об этом и в книге Бытия написано: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Вот в этих словах всё сказано - помощница, а не руководительница.
Перефразирую апостола Павла: "Всё нам ( женщинам ) позволительно, но не всё полезно; всё нам позволительно, но не всё назидает".

У нас в дореволюционной России были сёстры милосердия и они вполне справлялись с социальными проблемами. Сейчас те же добрые дела милосердия осуществляют женские монастыри, такие как Марфо-Мариинская обитель.

Чужой опыт ( наличие диаконисс) у нас не приживётся, да и батюшки по ментальности отличаются от пастора Ларса - сбегут от своих деспотисс-диаконисс.

Внизу публикую фотографии с официального сайта Анны Кирхи - http://www.annakirke.dk/



Строительство церкви св.Анны было начато в 1914 году, а полностью закончено в 1928 году.



Алтарь 1935 год.




Купель из гранита ( 1914 год)
На купели высечена надпись: "Пустите детей приходить ко Мне и не припятствуйте им,  ибо таковых есть Царствие Божие"
( Евангелие  от Марка 10: 14)


                       

Слева на фото - орган.                                                                            Справа на фото- кафедра.


       


На фото - запрестольный образ , в середине фигура "Воскресение ангела" в бронзе ( 1998 год).
Если сравнить современный вид алтаря  с видом алтаря 1935 года, то налицо коренные перемены.
Раньше в центре был Христос, а теперь ЛГБТ-шный ангел с женскими формами. Стены кирхи всё те же, но дух поменялся...





На фото - неф.



Дверные петли.





А вот и изгнанный  Христос с Богородицей. В наш приезд этот запрестольный образ находился в алтаре, а теперь висит в  другом месте храма, слева от алтаря, в тёмной нише.



диакониссы, лютеранство, экскурсия

Previous post Next post
Up