Ловушки духовного пути

Apr 16, 2011 10:55

Уважаемый френд atraita опубликовал интервью с Джоном Уэлвудом, пионером в области рассмотрения отношений между западной психотерапией и буддистской практикой и исследователем "ловушек духовности". Очень интересные, на мой взгляд, мысли. Несколько выдержек из интервью привожу ниже:

"Ловушки духовности" - это тот термин, который я ввел для описания процесса, который мне приходилось наблюдать как в самом себе, так и в буддистских общинах. Хотя большинство из нас искренне стремилось работать над самими собой, я обратил внимание на то, как широко распространилась тенденция использовать духовные практики и идеи для того, чтобы обойти или избежать встречи с нерешенными эмоциональными проблемами, душевными ранами и незавершенными задачами личностного развития...

... В своей психотерапевтической практике, я часто работаю с учениками дхармы, иногда посвятившим практике десятилетия своей жизни. К примеру, иногда у них развивается доброта и сострадание к другим людям, но при этом они очень жестки по отношению к самим себе, особенно в случае нарушения духовных обетов, а сама их практика суха и ритуальна. Или помощь другим превращается в долг, в такое действие, благодаря которому они чувствуют себя хорошо по отношению к самим себе. Другие неосознанно используют внешний блеск духовности для вскармливания нарциссических проявлений и манипулирования другими людьми...




...Медитация также часто используется для избегания неприятных чувств или нерешенных ситуаций. А в случае тех, кто не отказался от работы с чувствами и травмами, проводил ее прозрачным для личности образом, практика медитации может вызвать соблазн и тенденцию к разрыву связи с чувствами и разъединению. А это может иметь негативные последствия - оставлять в стороне от духовного пути травмы, эмоциональную зависимость или первичную потребность в любви...

...В области психологии развития существует теория привязанности, в которой одной из форм небезопасной привязанности является " избегание привязанности". Избегание привязанности развивается у тех детей, чьи родители постоянно эмоционально недоступны. Эти дети учатся заботится о себе сами и им ничего не нужно от других людей. Это их адаптивная стратегия, она разумна и полезна. Очевидно, что если ваша потребность не находит удовлетворения, поддержки и принятия, то ее очень болезненно переживать. Гораздо легче отвернуться и начать делать-все-сам....

...Какие средства или методы вы считаете наиболее эффективными для работы с трудными чувствами и проблемами отношений?

Я разработал процесс, который назвал "безусловным присутствием", который позволяет войти во взаимодействие, открыть и даже сдаться всему тому, что мы переживаем.  Во время этого процесса я помогаю людям проникнуть глубоко в переживаемый ими опыт и постепенно открыть самих себя, шаг за шагом. Я называю это "отслеживанием и распаковкой". Вы отслеживаете процесс тех переживаний, которые происходят, внимательно за ними следуя, смотря куда они ведут. И вы обнаруживаете убеждения, отождествления и чувства, которые до этого неосознавали, но которые оказывали влияние на все переживаемое вами. Когда мы привносим осознание в наш опыт, оно подобно размотке спутанного клубка: различные узлы постепенно распутываются один за другим.

В результате мы обнаруживаем, что в состоянии находится в тех местах самих себя, в которых мы либо отсутствовали, либо которые вообще исключили из своего опыта. Мы развиваем истинную, внутреннюю сонастройку с самими собой через контакты с теми частями, которые нуждаются в нашей помощи. А это, в свою очередь, может нам помочь более легко относится и к другим людям.

полный текст: http://atraita.livejournal.com/129194.html

свобода, Дух, интегральный подход, религии

Previous post Next post
Up